Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия нашла способ обойти эмбарго на морские поставки нефти

Россия нашла способ обойти эмбарго на морские поставки нефти

Сырье из РФ обходным путями поступает даже в США

Утвердив запрет на морские поставки российской нефти, Евросоюз породил массу вопросов практического и правового свойства. Например, непонятно, кто и каким образом будет контролировать, отслеживать происхождение сырья, находящегося на танкере под иностранным флагом. Что, каждый раз проводить лабораторный анализ? Но кто, какими силами и за какие деньги будет его проводить?

Наблюдатели на Западе указывают на ряд обстоятельств, которые, по их оценкам, делают эмбарго заведомо неэффективным.

С одной стороны, как сообщают аналитическая компания Vortexa, в мае экспорт российской нефти морем упал на 15% - до 6,7 млн баррелей в сутки (с 7,9 млн б/с в феврале). Вместе с тем, объем сырой нефти марки Urals, перевозимой судами под разными флагами, в три раза превышает средний показатель до начала спецоперации – 62 млн баррелей.

Судя по последним отчетам портовых агентов, дальние перевозки по-прежнему осуществляются: на прошлой неделе из западных портов РФ четыре танкера направились в Индию, два – в Суэцкий канал, еще два – в Средиземное море из Балтийского.

Россия экспортирует нефть из четырех основных районов: побережья Балтийского (своего основного экспортного терминала) и Черного морей, Арктики и терминалов на Тихоокеанском побережье. Еженедельные показатели отгрузки могут меняться в зависимости от времени отправления танкеров, а также от погоды в портах.

Российские частные компании используют опыт давно живущих под санкциями Ирана и Венесуэлы. Схемы простые, но рабочие, пишет немецкое издание Manager magazin. В частности, нефть из портов в РФ отправляется в море с якобы неизвестных пунктов назначения, а на удалении от берега перегружается на супертанкеры. Перед этим ее смешивают на борту с сырьем из третьих стран.

По словам публициста Бориса Марцинкевича, «блендирование – это когда мы берем танкер с нефтью российской, танкер с нероссийской и заливаем в два пустых танкера – добиваемся соотношения в 49,99% — это уже не российская нефть, а нефть Latvian blend. Именно ее покупает компания Shell и продает европейским потребителям».

Дальше – больше. Bloomberg пишет, что Пекин стал чаще закупать российское топливо «обходными путями». Мелкие суда отправляются от порта Козьмино под Владивостоком и заходят в воды Южной Кореи, где нефть перегружается на супертанкеры и следует в КНР.

Сегодня Китай забирает почти всю танкерную восточносибирскую нефть (ВСТО), которая до этого шла напрямую в Японию и Южную Корею. Мотив банален – дисконт в 30%.

По той же причине активизировалась Греция: по словам главного экономиста Института международных финансов Робина Брукса, ее порты стали важным узлом, откуда российская нефть поступает в другие страны, а ее танкеры перевозят 63% от всего объема «морского» экспорта РФ. Впрочем, в последнее верится с трудом.

«Россия в целом добывает около 11,3 млн баррелей в сутки, из которых 7,8 млн экспортируются. Из этого количества только около 20% нефти идут в Европу на танкерах. - говорит специалист департамента стратегических исследований Total Research Михаил Оганезов. - Кроме того, никто не отменял технологии блендирования. Это процесс, когда в отечественную нефть добавляется немного американской, норвежской или любой другой, и ее спокойно покупают за рубежом. Скажем, сейчас российское сырье поступает в США в виде нефтепродуктов через индийские НПЗ».

Россия поставляет в Европу порядка 4 млн баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки. Половина этого объема – сырая нефть: 1,4 млн б/с идет морем, примерно 700 тысяч б/с – по нефтепроводу «Дружба». Меньшая часть судов относится к «Совкомфлоту», большую составляют танкеры международных перевозчиков, включая Грецию, рассказывает руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова.

«Смешивание разных сортов нефти – распространенная технология для обхода санкций, обкатанная в Иране и Венесуэле, - говорит Орлова. - Отследить, когда в море без захода в порт совершается такое действо, возможно, но потребует очень серьезного контроля.

Уже все международные эксперты, в том числе МЭА, признают, что эмбарго чревато обратным эффектом: число таких новых «национальных» сортов нефти вырастет, а цены на мировых рынках будут оставаться высокими неопределенное время. Возможности для обхода ограничений никуда не исчезнут, хотя понятно, что морские поставки из РФ в Европу пойдут на убыль».

Нельзя в точности определить, в каких объемах Россия перевозит нефть именно морем, поскольку сегодня вся эта информация засекречена, к тому же ситуация меняется ежедневно. Работают серые схемы: сырье постоянно курсирует с борта на борт, меняет свою структуру в результате блендирования, рассуждает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Это на руку и получателям, в том числе европейским: с одной стороны, они извлекают немалую выгоду из высокого дисконта, а с другой, избегают имиджевых рисков. Вроде как с российской нефтью они официально дела не имеют...

В последнее время, основными морскими перевозчиками российской нефти становится греки: их компании традиционно активны на этом рынке, у Греции много танкеров, и страна явно хочет заработать в условиях новой реальности, действуя без оглядки на Брюссель.

Однако полностью игнорировать введенное Евросоюзом эмбарго не получится. Вполне возможно, что во избежание неприятностей некоторые азиатские государства откажутся предоставлять Москве свои танкеры для вывоза подсанкционного сырья. Юшков напоминает: иранскую и венесуэльскую нефть доставлял заказчикам огромный, по сути пиратский флот, кем-то названный «сумеречным». Переведет ли Россия свою торговлю на эти схемы в полном объеме?

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 01.06.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики