Наблюдатели на Западе указывают на ряд обстоятельств, которые, по их оценкам, делают эмбарго заведомо неэффективным.
С одной стороны, как сообщают аналитическая компания Vortexa, в мае экспорт российской нефти морем упал на 15% - до 6,7 млн баррелей в сутки (с 7,9 млн б/с в феврале). Вместе с тем, объем сырой нефти марки Urals, перевозимой судами под разными флагами, в три раза превышает средний показатель до начала спецоперации – 62 млн баррелей.
Судя по последним отчетам портовых агентов, дальние перевозки по-прежнему осуществляются: на прошлой неделе из западных портов РФ четыре танкера направились в Индию, два – в Суэцкий канал, еще два – в Средиземное море из Балтийского.
Россия экспортирует нефть из четырех основных районов: побережья Балтийского (своего основного экспортного терминала) и Черного морей, Арктики и терминалов на Тихоокеанском побережье. Еженедельные показатели отгрузки могут меняться в зависимости от времени отправления танкеров, а также от погоды в портах.
Российские частные компании используют опыт давно живущих под санкциями Ирана и Венесуэлы. Схемы простые, но рабочие, пишет немецкое издание Manager magazin. В частности, нефть из портов в РФ отправляется в море с якобы неизвестных пунктов назначения, а на удалении от берега перегружается на супертанкеры. Перед этим ее смешивают на борту с сырьем из третьих стран.
По словам публициста Бориса Марцинкевича, «блендирование – это когда мы берем танкер с нефтью российской, танкер с нероссийской и заливаем в два пустых танкера – добиваемся соотношения в 49,99% — это уже не российская нефть, а нефть Latvian blend. Именно ее покупает компания Shell и продает европейским потребителям».
Дальше – больше. Bloomberg пишет, что Пекин стал чаще закупать российское топливо «обходными путями». Мелкие суда отправляются от порта Козьмино под Владивостоком и заходят в воды Южной Кореи, где нефть перегружается на супертанкеры и следует в КНР.
Сегодня Китай забирает почти всю танкерную восточносибирскую нефть (ВСТО), которая до этого шла напрямую в Японию и Южную Корею. Мотив банален – дисконт в 30%.
По той же причине активизировалась Греция: по словам главного экономиста Института международных финансов Робина Брукса, ее порты стали важным узлом, откуда российская нефть поступает в другие страны, а ее танкеры перевозят 63% от всего объема «морского» экспорта РФ. Впрочем, в последнее верится с трудом.
«Россия в целом добывает около 11,3 млн баррелей в сутки, из которых 7,8 млн экспортируются. Из этого количества только около 20% нефти идут в Европу на танкерах. - говорит специалист департамента стратегических исследований Total Research Михаил Оганезов. - Кроме того, никто не отменял технологии блендирования. Это процесс, когда в отечественную нефть добавляется немного американской, норвежской или любой другой, и ее спокойно покупают за рубежом. Скажем, сейчас российское сырье поступает в США в виде нефтепродуктов через индийские НПЗ».
Россия поставляет в Европу порядка 4 млн баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки. Половина этого объема – сырая нефть: 1,4 млн б/с идет морем, примерно 700 тысяч б/с – по нефтепроводу «Дружба». Меньшая часть судов относится к «Совкомфлоту», большую составляют танкеры международных перевозчиков, включая Грецию, рассказывает руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова.
«Смешивание разных сортов нефти – распространенная технология для обхода санкций, обкатанная в Иране и Венесуэле, - говорит Орлова. - Отследить, когда в море без захода в порт совершается такое действо, возможно, но потребует очень серьезного контроля.
Уже все международные эксперты, в том числе МЭА, признают, что эмбарго чревато обратным эффектом: число таких новых «национальных» сортов нефти вырастет, а цены на мировых рынках будут оставаться высокими неопределенное время. Возможности для обхода ограничений никуда не исчезнут, хотя понятно, что морские поставки из РФ в Европу пойдут на убыль».
Нельзя в точности определить, в каких объемах Россия перевозит нефть именно морем, поскольку сегодня вся эта информация засекречена, к тому же ситуация меняется ежедневно. Работают серые схемы: сырье постоянно курсирует с борта на борт, меняет свою структуру в результате блендирования, рассуждает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Это на руку и получателям, в том числе европейским: с одной стороны, они извлекают немалую выгоду из высокого дисконта, а с другой, избегают имиджевых рисков. Вроде как с российской нефтью они официально дела не имеют...
В последнее время, основными морскими перевозчиками российской нефти становится греки: их компании традиционно активны на этом рынке, у Греции много танкеров, и страна явно хочет заработать в условиях новой реальности, действуя без оглядки на Брюссель.