Провозглашенная политиками заморозка деловых отношений между европейскими покупателями энергоресурсов и трейдерами, торгующими российской нефтью, вынуждает последних применять все более изощренные способы обойти запреты Еврокомиссии, не нарушая при этом законы Старого Света. Вот пример, о котором поведало агентство Bloomberg: в последние числа мая в водах Атлантического океана почти в 500 километрах к Западу от португальского острова Мадейра танкер Zhen I перегрузил крупную партию нефти в трюмы супертанкера Lauren II. Морские акватории нередко используют для перемещения грузов с небольших каботажников на крупные суда, однако обычно место погрузки выбирают в более спокойных водах неподалеку от берега, чтобы снизить риски разлива топлива. Тот факт, что в данном случае сырье впервые было передано в открытом море наталкивает на мысль о попытке сторон сохранить в тайне проделанную операцию. Эксперты агентства предполагают, что таким образом международные трейдеры приобретают значительные объемы попавшей под европейские санкции российской нефти.
Эффективность «нефтяных» санкций ЕС вызывает сомнения и у издания Independent, аналитики которого указывают на двукратный рост перевозок добытого в нашей стране «черного золота» европейскими компаниями в последние два месяца. Свои услуги в основном предоставляют судовладельцы Греции, Мальты и Кипра: если в феврале принадлежащие этим государствам борта перевезли немногим больше 30 млн баррелей российской нефти, то в мае объемы увеличились почти вдвое - до 58 млн «бочек». В целом, если в начале весны греческие, мальтийские и кипрские танкеры вывозили лишь около трети нефти из российских портов, то в мае аналогичными транспортными услуги они обеспечивали уже более половины отечественных экспортеров. По мнению старшего консультанта Global Witness Луиса Годдарда, разработанные европейскими транспортными предприятиями схемы поставок российских углеводородов в любую точку планеты «делают посмешище» из санкционных претензий ЕС.
Впрочем, опыт перегрузки нефти с одного борта на другой для маскировки гражданства транспортируемого сырья широко распространен по всему миру. Как сообщает Bloomberg, фактически зеркальную операцию совершили китайские суда, загрузив две небольшие партии сырья в приморском порту Козьмино, которое затем в южнокорейском городе Йосу перегрузили на супертанкер Yuan Qiu Hu, после чего российская нефть благополучно направилась в Китай.
Еще одним каналом сбыта отечественных энергоресурсов в обход европейских санкций является Индия, которая даже не старается абстрагироваться от российского происхождения сырья. С февраля 2022 года Дели закупил в нашей стране более 62 млн баррелей нефти, что оказалось втрое больше, нежели за аналогичный период прошлого года. При этом поставки Индии в Европу выросли на 20%, в США — на 30%. «Не трудно догадаться, за счет каких ресурсов у Дели получилось существенного нарастить экспортные объемы», — констатирует эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.