Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа платит за мировой энергокризис по самым высоким счетам

Европа платит за мировой энергокризис по самым высоким счетам

Европа платит за нефть и газ по самым высоким ценам. Разрыв с затратами Китая и США составляет разы. Европа стала заложником свободного рынка и антироссийской политики, отмечают эксперты.

Текущая биржевая стоимость газа в Европе в $ 900 за тысячу кубометров на $ 100 выше котировок в Северо-Восточной Азии. Однако в действительности разница куда больше. 75% поставок газа в Азию по-прежнему осуществляется по долгосрочным контрактам, в которых формула цены привязана к нефтяным котировкам. Традиционно она составляет 12% к Brent. При нефти в $ 120 за баррель — это чуть больше $ 500 за тысячу кубометров.

Примерно столько же стоит американский СПГ по распространенной формуле «цена хаба HenryHub + 15% + сжижение по $ 2−3 за MMBTU + доставка». Но и американский сжиженный газ большинство европейцев получают по биржевым ценам.

«Европа платит за идею о своей бирже. На каком-то этапе из-за этого они недоплачивали по сравнению с нефтяной привязкой, и, строго говоря, неизвестно, как будет дальше, если смотреть на перспективу 10 лет, скажем», — говорит эксперт по энергетике Александр Собко.

«Газпром» всегда выступал сторонником стабильных контрактов с нефтяной привязкой, однако ЕС и европейские компании вынудили его перейти на рыночные цены. В прошлом году в компании заявляли, что большая часть долгосрочных соглашений имеет гибридную формулу и учитывает рыночную составляющую. В этом году такая ситуация уже привела к тому, что в отдельные месяцы стоимость российского газа выше биржевых котировок.

Норвегия перевела своих клиентов на рыночные рельсы еще раньше «Газпрома».

При этом европейские политики сами делают большой вклад в уровень цен, делая едва ли не каждую неделю спекулятивные заявления о российском газе и планах по отказу от него.

«Они поссорились с главным поставщиком, решили отказываться от российского газа любой ценой и теперь эту „любую цену“ вынуждены платить. Ну и боятся, что Россия может ответить ассиметрично», — замечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. Он добавляет, что нынешняя ситуация лишь подтверждает, что борьба с нефтяной привязкой была ошибкой: «По крайней мере в том виде, в котором они это делали».

По данным лондонской биржи ICE, за год поставки газа с нидерландского хаба TTF на месяц вперед подорожали более чем в четыре раза — с $ 220 до $ 900. Столь значительную разницу частично оплачивают рядовые европейцы, частично — правительства стран ЕС, выделяя субсидии и снижая налоги.

Министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр оценивал пакет экстренной помощи населению и промышленности в условиях роста цен на нефть и газ только во Франции в 25−26 млрд евро.

В США, которые добывают больше всех газа, ситуация куда менее драматична, но и там из-за высокого спроса на газ, в том числе из-за экспорта СПГ, за год стоимость топлива на хабе Henry Hub выросла почти втрое — до $ 330, а еще в марте составляла $ 175.

Цена нефти для всех примерно одинакова, однако после частичного отказа Европы от российского сырья покупатели из Азии уже приобретают его со скидкой до $ 30 за баррель. В то же время Саудовская Аравия, чья нефть заменяет российскую, повысила цены на отгрузку в Северо-Западную Европу на июль — на $ 2,2 за баррель сорта Light.

США также являются крупным производителем нефти, однако не ограничивают экспорт как сырья, так и нефтепродуктов. А низкие запасы в хранилищах привели к тому, что розничная стоимость бензина на американских АЗС выросла до $ 1,32 за литр.

«Цена большей части СПГ по-прежнему привязана к стоимости нефти сорта Brent. Поэтому, чем выше нефтяные котировки, тем дороже СПГ. Большая часть СПГ из США продается по цене на основе котировок Henry Hub и может быть самым дешевым грузом. Звучит отлично, пока все это не сокрушит мировую экономику», — написала в Twitter профессор Университета Хьюстонского юридического центра Сьюзан Сакмар.

Источник: EADaily, 08.06.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики