Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > В Тегеране 16 октября состоится Второй саммит пяти прикаспийских государств, что нас ждет?!

В Тегеране 16 октября состоится Второй саммит пяти прикаспийских государств, что нас ждет?!

16 октября в Тегеране состоится Второй саммит пяти прикаспийских государств (Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркмения и Иран)

Ожидается, что будут обсуждаться различные региональные вопросы, в том числе проблема определения правового статуса Каспийского моря, а также международная проблематика. Лидеры России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана также обсудят перспективы сотрудничества, в том числе в сфере нефте- и газодобычи. В ходе саммита главы государств подпишут итоговый документ, декларацию о принципах раздела шельфа и водных ресурсов Каспия, которая призвана на политическом уровне закрепить договоренности, достигнутые в рамках переговоров. Как известно, Азербайджан, Казахстан, и Россия предлагают делить море по серединной линии от берега, а Иран выступает за раздел в равных долях, в то время как Туркменистан считает справедливым раздел с учетом прибрежных нефтегазовых скважин.  

Напомним, что Первый саммит глав прикаспийских государств прошел в Ашхабаде в 2002 году. На прошлом    саммите картина переговорного процесса по определению статуса Каспийского моря получилась «двойственная». С одной стороны - существенный прогресс согласования проекта конвенции правового статуса Каспийского моря, с другой стороны – сохраняющиеся различия по ряду ключевых аспектов. Поэтому еще тогда было принято решение о проведение второй встречи глав прикаспийских государств в 2003 году, но она каждый год откладывалась, поскольку прикаспийская «пятерка» не могла урегулировать отдельные виды деятельности на Каспии. В первую очередь, правовые вопросы судоходства, рыболовства и приграничного сотрудничества. Однако, очевидно, что прибрежные страны заинтересованы иметь оптимальные условия для разработки углеводородных ресурсов на Каспии и их транспортировки на внешние рынки. В основе российского подхода к разграничению акватории Каспийского моря лежит понимание того, что задачи защиты природной среды и сохранения биоресурсов могут быть эффективно решены, если большая часть моря останется в общем пользовании.

Фонд национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) считает, что на сегодняшний день особое внимание приковывает к себе прикаспийский регион. Сейчас на территории Центральной Азии обозначились как минимум три конкурирующих пути экспорта нефти и газа - в Россию, Китай и на Запад через Азербайджан. Примечательно, что все они рассчитаны примерно на одинаковые объемы сырья с одних и тех же месторождений. Есть и еще одна страна, которая тоже заинтересована в переделе Каспия - Турция, которая надеется транспортировать газ в Европу через свою территорию в обход России. Для России важно не утратить контроль над транзитом.

Европа объявила Азию основным спасением от России. Однако вместо этого следовало бы объединить усилия. Пока Европа пугает Россию транскаспийским газопроводом, в свою очередь Китай уже получает лицензии на добычу и в этой ситуации другие страны Прикаспия проигрывают. Позиция стран СНГ - двойственная, поскольку прикаспийские страны пытаются усидеть сразу на «нескольких стульях». Возникает вопрос – хватит ли газа на всех?!

В этом случае в реальности можно говорить лишь о проекте «Nabucco» как едином проекте совместно с "Голубым потоком-2". "Голубой поток-2" рассчитан для снабжения топливом южных и центральных областей Европы. «Nabucco» — проектируемый магистральный газопровод протяженностью 3,3 тыс. км в обход России из Центральной Азии в страны ЕС. На самом деле здесь можно говорить о поставках Турции в Европу. В этом случае, Россия может выступить в качестве ресурсной базы. Единственное спасение в этом случае – Иран, поэтому Европа хочет стравить Россию с Ираном. Слух о покушении Президента России отражает серьезную ситуацию. В конечном итоге, задача России – не допустить переворота в Иране.

Пресс-служба ФНЭБ

Опубликовано: 15.10.2007

 

 

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики