Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > В Тегеране 16 октября состоится Второй саммит пяти прикаспийских государств, что нас ждет?!

В Тегеране 16 октября состоится Второй саммит пяти прикаспийских государств, что нас ждет?!

16 октября в Тегеране состоится Второй саммит пяти прикаспийских государств (Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркмения и Иран)

Ожидается, что будут обсуждаться различные региональные вопросы, в том числе проблема определения правового статуса Каспийского моря, а также международная проблематика. Лидеры России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана также обсудят перспективы сотрудничества, в том числе в сфере нефте- и газодобычи. В ходе саммита главы государств подпишут итоговый документ, декларацию о принципах раздела шельфа и водных ресурсов Каспия, которая призвана на политическом уровне закрепить договоренности, достигнутые в рамках переговоров. Как известно, Азербайджан, Казахстан, и Россия предлагают делить море по серединной линии от берега, а Иран выступает за раздел в равных долях, в то время как Туркменистан считает справедливым раздел с учетом прибрежных нефтегазовых скважин.  

Напомним, что Первый саммит глав прикаспийских государств прошел в Ашхабаде в 2002 году. На прошлом    саммите картина переговорного процесса по определению статуса Каспийского моря получилась «двойственная». С одной стороны - существенный прогресс согласования проекта конвенции правового статуса Каспийского моря, с другой стороны – сохраняющиеся различия по ряду ключевых аспектов. Поэтому еще тогда было принято решение о проведение второй встречи глав прикаспийских государств в 2003 году, но она каждый год откладывалась, поскольку прикаспийская «пятерка» не могла урегулировать отдельные виды деятельности на Каспии. В первую очередь, правовые вопросы судоходства, рыболовства и приграничного сотрудничества. Однако, очевидно, что прибрежные страны заинтересованы иметь оптимальные условия для разработки углеводородных ресурсов на Каспии и их транспортировки на внешние рынки. В основе российского подхода к разграничению акватории Каспийского моря лежит понимание того, что задачи защиты природной среды и сохранения биоресурсов могут быть эффективно решены, если большая часть моря останется в общем пользовании.

Фонд национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) считает, что на сегодняшний день особое внимание приковывает к себе прикаспийский регион. Сейчас на территории Центральной Азии обозначились как минимум три конкурирующих пути экспорта нефти и газа - в Россию, Китай и на Запад через Азербайджан. Примечательно, что все они рассчитаны примерно на одинаковые объемы сырья с одних и тех же месторождений. Есть и еще одна страна, которая тоже заинтересована в переделе Каспия - Турция, которая надеется транспортировать газ в Европу через свою территорию в обход России. Для России важно не утратить контроль над транзитом.

Европа объявила Азию основным спасением от России. Однако вместо этого следовало бы объединить усилия. Пока Европа пугает Россию транскаспийским газопроводом, в свою очередь Китай уже получает лицензии на добычу и в этой ситуации другие страны Прикаспия проигрывают. Позиция стран СНГ - двойственная, поскольку прикаспийские страны пытаются усидеть сразу на «нескольких стульях». Возникает вопрос – хватит ли газа на всех?!

В этом случае в реальности можно говорить лишь о проекте «Nabucco» как едином проекте совместно с "Голубым потоком-2". "Голубой поток-2" рассчитан для снабжения топливом южных и центральных областей Европы. «Nabucco» — проектируемый магистральный газопровод протяженностью 3,3 тыс. км в обход России из Центральной Азии в страны ЕС. На самом деле здесь можно говорить о поставках Турции в Европу. В этом случае, Россия может выступить в качестве ресурсной базы. Единственное спасение в этом случае – Иран, поэтому Европа хочет стравить Россию с Ираном. Слух о покушении Президента России отражает серьезную ситуацию. В конечном итоге, задача России – не допустить переворота в Иране.

Пресс-служба ФНЭБ

Опубликовано: 15.10.2007

 

 

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам
Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики