Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Закон – тайга" – послание Миллера Западу

"Закон – тайга" – послание Миллера Западу

В пост-бреттон-вудской парадигме природные ресурсы важнее валютных

 

Россия начала серьезно снижать поставки газа в Европу по «техническим» причинам, не дожидаясь, пока та откажется от него по причинам политическим. Полностью готовый «Северный поток – 2» лежит невостребованным на дне Балтийского моря по инициативе ЕС, который ввел против него запретительные санкции. Транзит через Украину ограничен наполовину, так как Незалежная не принимает заявки на прокачку через один из двух пунктов, который она перестала контролировать. Трасса через Польшу попала под российские антисанкции. Теперь на 60% сократилась и прокачка через первый «Северный поток» (СП-1), для которого Канада запретила поставку отремонтированных газотурбинных двигателей компании Siemens.

Из-за вынужденной остановки газотурбинного двигателя Siemens на компрессорной станции «Портовая» в Ленинградской области прокачка газа по СП-1 снизится до 67 млн куб. м в сутки при плановом объеме 167 млн куб. м, сообщил «Газпром». Компания пояснила, что остановка связана с предписанием Ростехнадзора и с учетом технического состояния двигателя, у которого закончился срок межремонтной наработки до капитального ремонта. Это уже третий неработающий компрессор из восьми, имеющихся на станции. Siemens Energy сообщила, что турбина проходила ремонт на ее заводе в Монреале и не может быть возвращена в Россию из-за санкций Канады. Власти Германии назвали действия «Газпрома» политизированными.

СП-1 оставался до последних дней основным маршрутом поставок газа из России в Европу. Сокращение с 16 июня на 100 млн куб. м (то есть до 40% от мощностей газопровода) по сравнению с уровнем мая привело к резкому (свыше 15%) росту цен на биржах Европы, где цена пробила отметку в 1,4 тыс. долл. за 1 тыс. куб. м. На цену давит и то, что транзит газа по газотранспортной системе (ГТС) Украины продолжается только через газоизмерительную станцию (ГИС) Суджа, туда «Газпром» подал в четверг 42,5 млн куб. м. Заявки на ГИС Сохрановка отклоняются украинской стороной с 11 мая из-за, как она заявляет, форс-мажора, который «Газпром» считает немотивированным. Пользоваться польским участком газопровода Ямал–Европа «Газпром» не может после введения российских контрсанкций.

Цену гонит вверх и метеорология: в некоторых странах Европы (Испании, Франции) уже установилась сильнейшая жара, которая движется на восток, а значит, потребление должно вырасти из-за усиленной работы кондиционеров. Ветрогенерация в эти дни дает только около 6–8% вырабатываемой энергии по банальной причине отсутствия сильных ветров. Потребление из запасов тоже осложнено тем, что подземные хранилища (ПХГ) заполнены на 52%, в них находится около 55,9 млрд куб. м, запасы отстают от среднего за пять лет уровня на 2,8 процентных пункта (п.п.). А Европа поставила себе задачу подойти к зиме с заполненностью ПХГ на уровне 80%.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил в четверг, что пока никакого пути решения проблемы компрессорной станции «Портовая» на газопроводе «Северный поток» нет. «Siemens пока молчит и пытается найти решение», – заявил он. При этом Миллер отметил, что «Газпром» каждый день живет в режиме «зима близко», и остался «не в обиде» за снижение поставок газа в Европу на несколько десятков процентов, так как цены выросли в несколько раз.

Европа заплатит в 2022 году за нефть и газ на 400 млрд больше, чем в 2021 году из-за своих политических решений, сказал в четверг на ПМЭФ вице-премьер Александр Новак. Он добавил, что большая часть европейских компаний перешла на оплату за российский газ в рублях. «Примерно 90–95% объема газа, поставляемого в Европу, оплачивается в рублях», – сообщил он.

Россия будет определять контур общественно-экономического устройства мира нового типа, заявил Алексей Миллер в ходе выступления на ПМЭФ-2022. «Меняется парадигма. Если мы вспомним классическую схему «деньги–товар–деньги», то есть парадигма Бреттон-Вуда, то сейчас на первое место выходит совершенно другая формула «товар–деньги–товар». Продали сначала газ, потом его добыли. Наш товар – наши правила. Мы не играем в игры, правила которых придумали не мы. Кто-то говорит: закон – Атлантика, а кто-то: закон – тайга. И самое интересное, что санкционная политика и контрсанкционная политика привели к последствиям, которые, может быть, даже никто и не предполагал», – заявил он. 

В связи со сложившейся ситуацией с двигателями «Газпром» уведомил импортеров о сокращении поставок. Немецкая Uniper получила предупреждение о сокращении поставок на 25%, итальянская Eni – на 15%. Австрийская OMV тоже была уведомлена, но объем сокращения она не уточнила. Зафиксировали снижение поставок газа из России и во французской энергетической корпорации Engie, сообщило Reuters.

Проблемы с ремонтом турбин в Канаде могут обернуться полной остановкой газопровода «Северный поток» и «катастрофой для Германии», заявил постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов. Он посоветовал ФРГ научиться ремонтировать компоненты газопровода на территории своей страны.

Эксперты «НГ» отмечают, что большая часть вариантов разрешения проблемы лежит в политической плоскости, так как связаны с отменой санкций, а те варианты, которые Россия может реализовать самостоятельно – достаточно сложны, а порой и экзотичны. Судя по всему, РФ и не торопится бежать на помощь европейцам, которые сами заявляли о стремлении отказаться от российского газа. Так что нынешнюю ситуацию можно описать как «лайт эмбарго» или тренировку перед полным локаутом.

Вместе с тем перед российской промышленностью встает вопрос срочного импортозамещения двигателей, которые гонят газ по магистральным трубам большого диаметра, ведь аналогичные проблемы рано или поздно могут случиться и на других потоках – «Голубом», «Турецком», а также «Силе Сибири», идущей в Китай. Под ударом оказались и проекты по сжижению природного газа (СПГ), так как американская Baker Hughes отозвала своих инженеров с проектов «Ямал СПГ» и «Сахалин-2». России и «недружественным странам», похоже, скоро понадобится новый контракт «газ в обмен на оборудование и его обслуживание», как в свое время СССР заключил договор с ФРГ на поставку топлива по трубам японского производства.

«Сценарий выхода из ситуации понятен, – считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. – Если Германии нужен российский газ по крайней мере на ближайшее время, то именно Германия и должна обратиться к Канаде с запросом на смягчение санкций, чтобы Siemens мог произвести технологическое обслуживание турбины. Аналогичные турбины или их агрегаты на рынке сейчас «Газпром» купить не может. Создание собственных аналогов займет несколько лет, и это надо делать – свои турбины будут нужны и для СПГ-проектов, и для новых трубопроводов в Китай. Но сейчас мяч на стороне Германии, если им нужен газ, пусть они и поторопятся, возможно, осознав, что нынешний уровень санкций Запада бьет по интересам самого Запада. России нет смысла самой бежать искать замену оборудованию Siemens для СП-1, прилагать сверхусилия к ремонтам – нам ведь говорят, что скоро Европа откажется от российского газа. Европейская комиссия еще в марте приняла план-декларацию о необходимости отказа от двух третей российского газа уже в этом году, и от этого плана никто официально не отказывался (притом что будут нарушены правила «бери или плати», но это уже никого не волнует)».

«Россия производит газотурбинное оборудование, частично это самостоятельные разработки, частично оно выпускается по лицензии той же Siemens, но двигатели той мощности, которые нужны для прокачки газа по таким трубопроводам, как СП-1, не делаем, и в этом плане наша зависимость от импортных поставок не преодолена, – сказал «»НГ» гендиректор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. – Но в данном случае мы не особенно беспокоимся, а ждем, когда немцы договорятся с Канадой. Мы не будем перетаскивать двигатели с СП-2, ресурс которых еще не был задействован – это идиотизм. Ведь можно просто разрешить прокачку через сам СП-2 или поставить отремонтированные двигатели из Канады, которой, конечно, наплевать, но не наплевать немцам, да и всей Европе, промышленные производства которой без относительно дешевого российского газа будут просто вынуждены потихоньку перебираться в страны Юго-Восточной Азии».

Все, что может сделать Запад в этой ситуации, лежит в политической плоскости, связанной с отменой или игнорированием санкций, считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. «Россия со своей стороны может прибегнуть к параллельному импорту, в том числе услуг по ремонту оборудования, через другие страны. Мы не производим турбины большой мощности, а перестройка магистрального газопровода под оборудование меньшей мощности, которое мы производим, вряд ли возможна», – говорит он. Эксперт отмечает, что аналогичные проблемы могут возникнуть и на других трубопроводах. «Турецкий поток» гораздо моложе первого «Северного потока», но со временем аналогичная проблема может возникнуть и там. А вот еще один идущий в Турцию трубопровод – «Голубой поток» – гораздо старше», – говорит Правосудов.

Автор: Анатолий Комраков

Источник: НГ, 16.06.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики