Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Закон – тайга" – послание Миллера Западу

"Закон – тайга" – послание Миллера Западу

В пост-бреттон-вудской парадигме природные ресурсы важнее валютных

 

Россия начала серьезно снижать поставки газа в Европу по «техническим» причинам, не дожидаясь, пока та откажется от него по причинам политическим. Полностью готовый «Северный поток – 2» лежит невостребованным на дне Балтийского моря по инициативе ЕС, который ввел против него запретительные санкции. Транзит через Украину ограничен наполовину, так как Незалежная не принимает заявки на прокачку через один из двух пунктов, который она перестала контролировать. Трасса через Польшу попала под российские антисанкции. Теперь на 60% сократилась и прокачка через первый «Северный поток» (СП-1), для которого Канада запретила поставку отремонтированных газотурбинных двигателей компании Siemens.

Из-за вынужденной остановки газотурбинного двигателя Siemens на компрессорной станции «Портовая» в Ленинградской области прокачка газа по СП-1 снизится до 67 млн куб. м в сутки при плановом объеме 167 млн куб. м, сообщил «Газпром». Компания пояснила, что остановка связана с предписанием Ростехнадзора и с учетом технического состояния двигателя, у которого закончился срок межремонтной наработки до капитального ремонта. Это уже третий неработающий компрессор из восьми, имеющихся на станции. Siemens Energy сообщила, что турбина проходила ремонт на ее заводе в Монреале и не может быть возвращена в Россию из-за санкций Канады. Власти Германии назвали действия «Газпрома» политизированными.

СП-1 оставался до последних дней основным маршрутом поставок газа из России в Европу. Сокращение с 16 июня на 100 млн куб. м (то есть до 40% от мощностей газопровода) по сравнению с уровнем мая привело к резкому (свыше 15%) росту цен на биржах Европы, где цена пробила отметку в 1,4 тыс. долл. за 1 тыс. куб. м. На цену давит и то, что транзит газа по газотранспортной системе (ГТС) Украины продолжается только через газоизмерительную станцию (ГИС) Суджа, туда «Газпром» подал в четверг 42,5 млн куб. м. Заявки на ГИС Сохрановка отклоняются украинской стороной с 11 мая из-за, как она заявляет, форс-мажора, который «Газпром» считает немотивированным. Пользоваться польским участком газопровода Ямал–Европа «Газпром» не может после введения российских контрсанкций.

Цену гонит вверх и метеорология: в некоторых странах Европы (Испании, Франции) уже установилась сильнейшая жара, которая движется на восток, а значит, потребление должно вырасти из-за усиленной работы кондиционеров. Ветрогенерация в эти дни дает только около 6–8% вырабатываемой энергии по банальной причине отсутствия сильных ветров. Потребление из запасов тоже осложнено тем, что подземные хранилища (ПХГ) заполнены на 52%, в них находится около 55,9 млрд куб. м, запасы отстают от среднего за пять лет уровня на 2,8 процентных пункта (п.п.). А Европа поставила себе задачу подойти к зиме с заполненностью ПХГ на уровне 80%.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил в четверг, что пока никакого пути решения проблемы компрессорной станции «Портовая» на газопроводе «Северный поток» нет. «Siemens пока молчит и пытается найти решение», – заявил он. При этом Миллер отметил, что «Газпром» каждый день живет в режиме «зима близко», и остался «не в обиде» за снижение поставок газа в Европу на несколько десятков процентов, так как цены выросли в несколько раз.

Европа заплатит в 2022 году за нефть и газ на 400 млрд больше, чем в 2021 году из-за своих политических решений, сказал в четверг на ПМЭФ вице-премьер Александр Новак. Он добавил, что большая часть европейских компаний перешла на оплату за российский газ в рублях. «Примерно 90–95% объема газа, поставляемого в Европу, оплачивается в рублях», – сообщил он.

Россия будет определять контур общественно-экономического устройства мира нового типа, заявил Алексей Миллер в ходе выступления на ПМЭФ-2022. «Меняется парадигма. Если мы вспомним классическую схему «деньги–товар–деньги», то есть парадигма Бреттон-Вуда, то сейчас на первое место выходит совершенно другая формула «товар–деньги–товар». Продали сначала газ, потом его добыли. Наш товар – наши правила. Мы не играем в игры, правила которых придумали не мы. Кто-то говорит: закон – Атлантика, а кто-то: закон – тайга. И самое интересное, что санкционная политика и контрсанкционная политика привели к последствиям, которые, может быть, даже никто и не предполагал», – заявил он. 

В связи со сложившейся ситуацией с двигателями «Газпром» уведомил импортеров о сокращении поставок. Немецкая Uniper получила предупреждение о сокращении поставок на 25%, итальянская Eni – на 15%. Австрийская OMV тоже была уведомлена, но объем сокращения она не уточнила. Зафиксировали снижение поставок газа из России и во французской энергетической корпорации Engie, сообщило Reuters.

Проблемы с ремонтом турбин в Канаде могут обернуться полной остановкой газопровода «Северный поток» и «катастрофой для Германии», заявил постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов. Он посоветовал ФРГ научиться ремонтировать компоненты газопровода на территории своей страны.

Эксперты «НГ» отмечают, что большая часть вариантов разрешения проблемы лежит в политической плоскости, так как связаны с отменой санкций, а те варианты, которые Россия может реализовать самостоятельно – достаточно сложны, а порой и экзотичны. Судя по всему, РФ и не торопится бежать на помощь европейцам, которые сами заявляли о стремлении отказаться от российского газа. Так что нынешнюю ситуацию можно описать как «лайт эмбарго» или тренировку перед полным локаутом.

Вместе с тем перед российской промышленностью встает вопрос срочного импортозамещения двигателей, которые гонят газ по магистральным трубам большого диаметра, ведь аналогичные проблемы рано или поздно могут случиться и на других потоках – «Голубом», «Турецком», а также «Силе Сибири», идущей в Китай. Под ударом оказались и проекты по сжижению природного газа (СПГ), так как американская Baker Hughes отозвала своих инженеров с проектов «Ямал СПГ» и «Сахалин-2». России и «недружественным странам», похоже, скоро понадобится новый контракт «газ в обмен на оборудование и его обслуживание», как в свое время СССР заключил договор с ФРГ на поставку топлива по трубам японского производства.

«Сценарий выхода из ситуации понятен, – считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. – Если Германии нужен российский газ по крайней мере на ближайшее время, то именно Германия и должна обратиться к Канаде с запросом на смягчение санкций, чтобы Siemens мог произвести технологическое обслуживание турбины. Аналогичные турбины или их агрегаты на рынке сейчас «Газпром» купить не может. Создание собственных аналогов займет несколько лет, и это надо делать – свои турбины будут нужны и для СПГ-проектов, и для новых трубопроводов в Китай. Но сейчас мяч на стороне Германии, если им нужен газ, пусть они и поторопятся, возможно, осознав, что нынешний уровень санкций Запада бьет по интересам самого Запада. России нет смысла самой бежать искать замену оборудованию Siemens для СП-1, прилагать сверхусилия к ремонтам – нам ведь говорят, что скоро Европа откажется от российского газа. Европейская комиссия еще в марте приняла план-декларацию о необходимости отказа от двух третей российского газа уже в этом году, и от этого плана никто официально не отказывался (притом что будут нарушены правила «бери или плати», но это уже никого не волнует)».

«Россия производит газотурбинное оборудование, частично это самостоятельные разработки, частично оно выпускается по лицензии той же Siemens, но двигатели той мощности, которые нужны для прокачки газа по таким трубопроводам, как СП-1, не делаем, и в этом плане наша зависимость от импортных поставок не преодолена, – сказал «»НГ» гендиректор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. – Но в данном случае мы не особенно беспокоимся, а ждем, когда немцы договорятся с Канадой. Мы не будем перетаскивать двигатели с СП-2, ресурс которых еще не был задействован – это идиотизм. Ведь можно просто разрешить прокачку через сам СП-2 или поставить отремонтированные двигатели из Канады, которой, конечно, наплевать, но не наплевать немцам, да и всей Европе, промышленные производства которой без относительно дешевого российского газа будут просто вынуждены потихоньку перебираться в страны Юго-Восточной Азии».

Все, что может сделать Запад в этой ситуации, лежит в политической плоскости, связанной с отменой или игнорированием санкций, считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. «Россия со своей стороны может прибегнуть к параллельному импорту, в том числе услуг по ремонту оборудования, через другие страны. Мы не производим турбины большой мощности, а перестройка магистрального газопровода под оборудование меньшей мощности, которое мы производим, вряд ли возможна», – говорит он. Эксперт отмечает, что аналогичные проблемы могут возникнуть и на других трубопроводах. «Турецкий поток» гораздо моложе первого «Северного потока», но со временем аналогичная проблема может возникнуть и там. А вот еще один идущий в Турцию трубопровод – «Голубой поток» – гораздо старше», – говорит Правосудов.

Автор: Анатолий Комраков

Источник: НГ, 16.06.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики