Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евросоюз пытается «спастись» от «Газпрома» в Израиле

Евросоюз пытается «спастись» от «Газпрома» в Израиле

ЕС договаривается с Иерусалимом и Каиром о поставках СПГ, теперь вопрос в объемах

Европейский союз планирует частично заместить российский газ поставками из Израиля через Египет и уже развернул активную деятельность в этом направлении.

14 июня премьер-министр Италии Марио Драги на совместной пресс-конференции с израильским коллегой Нафтали Беннетом заявил, что поставки природного газа из Восточного Средиземноморья могли бы снизить зависимость Европы от России в энергетической сфере. В свою очередь, Беннет пообещал, что Израиль работает над тем, чтобы «сделать свой природный газ доступным для Европы».

«На энергетическом фронте мы будем работать вместе над использованием ресурсов природного газа Восточного Средиземноморья и развитием возобновляемых источников энергии», — сказал Драги.

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, которая в тот же день провела встречу с Беннетом, анонсировала, что с целью увеличения поставок природного газа в Европу «между ЕС, Израилем и Египтом будет подписано трехстороннее энергетическое соглашение». Она даже пояснила, как будет работать схема поставок восточно-средиземноморского газа: из Израиля в Египет будет проложен газопровод, затем этот газ будет сжижаться в Египте на уже существующих мощностях и транспортироваться в Европу по морю.

Уже на следующий день после встречи телеканал Al Jazeera сообщил, что Евросоюз, Израиль и Египет действительно оперативно подписали меморандум о взаимопонимании в сфере экспорта газа из еврейского государства через арабскую республику в Европу. Соглашение рассчитано на три года с автоматическим продлением еще на два года.

Что касается объемов, о которых идет речь, они пока не уточняются, но по данным израильских СМИ, страна в ближайшие годы за счет новых месторождений добычи и переработки готовится удвоить свои мощности по добыче природного газа, примерно до 40 миллиардов кубометров в год.

Но и это еще не все — теперь к процессу решила подключиться и Турция. Во всяком случае, глава Минэнерго страны Фатих Донмез заявил 14 июня, что Анкара возобновит разведку месторождений природного газа в Восточном Средиземноморье, хотя в настоящее время приоритетом для нее является добыча газа в Черном море.

По словам турецкого министра, газ может добываться в исключительной экономической зоне Турции в Средиземном море, возможны его поставки совместно с другими странами в Европу.

«Это могут быть Израиль и Египет. Если это будет экономически выгодно, почему не поставлять газ через территорию Турции?», — добавил Донмез. Власти Турции ранее сообщали о планах проведения переговоров с Израилем по доставке газа из Восточного Средиземноморья в Европу.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович считает, что все эти проекты поставок газа из Израиля, как через Египет, так и через Турцию, вполне могут быть реализованы. Что касается того, станет ли это заменой России, полностью это невозможно, но часть объемов таким образом действительно можно заместить.

— Пока стороны подписали только меморандум о взаимопонимании. По сути, это только декларация о намерениях, которая может не реализоваться. Конкретные цифры названы не были, потому что они понимают, что эти цифры сложно будет подтвердить в реальности.

Газ в Восточном Средиземноморье открыли уже лет десять назад. Есть месторождение Зохр в Египте, одним из акционеров которого является «Роснефть». Есть открытые месторождения на шельфе греческого Кипра и Израиля. Объемы добычи там с российскими конкурировать, конечно, не могут, но если действовать по принципу «курочка по зернышку», часть поставок можно заместить.

Можно поставлять несколько миллиардов кубометров газа из Израиля в Египет, а в самом Египте увеличить мощности по сжижению. В прошлом году египтяне экспортировали около 10 млрд. куб. газа, в основном в Турцию и Китай, но что-то можно будет перенаправить в Европу.

Не исключаю, что в перспективе газ с Кипра тоже могут довести до Египта, и потом поставлять в ЕС. Проект поставок с Кипра в Европу назывался EastMed, но он провалился, потому что Турция была против. Им не нравится, что греческий Кипр проявляет слишком большую самостоятельность. Через Египет и сжижение все это будет проще организовать.

Думаю, если все это совместить, это будет не более 10 миллиардов кубометров газа в год. Россия поставляет в Европу около 150 млрд. куб. То есть это не ровня российским объемам, но вот так потихоньку откусывать от них кусочки с разных сторон можно.

Правда, весь этот проект может стать заложником нестабильности на Ближнем Востоке. Израиль находится в состоянии постоянной конфронтации с соседями. В Египте не так давно были революции. Но чисто технически база и ресурсы для сжижения там есть.

Если европейские политики анонсируют этот проект, как «спасение» от России, он, конечно, не сработает. Но если как частичную замену нескольких миллиардов кубометров — это вполне возможно.

«СП»: — А если к этому проекту подключится еще и Турция?

— Турция сейчас больше планирует развивать свою добычу на Черном море, хотя и там масштабы дискуссионные. Было заявлено очень много, у Турции большие амбиции, но в реальности могут получиться не те объемы, что обещаны. Тем не менее, итальянская компания Saipem уже строит подводный газопровод на глубине 2 километра от нового месторождения к турецкому берегу. Объем добычи пока планируется на уровне 3−4 млрд. кубометров в год, хотя некоторые турецкие политики обещают довести его и до 15−20 км. Но это пока сомнительно.

Что касается восточно-средиземноморской истории, Турция может быть еще и транспортным хабом. Газопровод с Кипра в Европу вполне можно построить через Турцию, если стороны договорятся политически. Хотя это как раз выглядит довольно проблематичным, с учетом Северного Кипра и других разногласий. Но чисто теоретически вместо того, чтобы вести израильский или кипрский газ в Египет и там сжижать, можно построить трубу в Турцию, а оттуда вести в Европу.

В Турции уже есть трубопроводная система TAP-TANAP, которая идет в Европу, конечно, Турция хотела бы ее расширить и стать хабом, через который идет газ всех соседей. Хотя как раз для соседей, для того же Кипра, более интересен вариант с сжижением в Египте, чтобы не зависеть от Анкары. То есть экономически проще было бы развивать этот проект с Турцией, но политически — с Египтом.

С точки зрения экспорта за последние десять лет действительно появилась собственная добыча в Египте и Израиле, которые пока используют ее для своих целей, и СПГ-мощности в Египте, которые используются для экспорта. Как дальше будет развиваться эта история, покажет время.

«СП»: — А сколько времени потребуется для того, чтобы начать поставлять газ из Восточного Средиземноморья в Европу?

— Если говорить о трубопроводных поставках из Турции, тут никакой договоренности пока нет. Но обычно газопровод строится пару-тройку лет, на это нужно ориентироваться. Что касается поставок из Израиля в Египет, там все проще. Там уже есть газопровод, так как в свое время Египет поставлял газ в Израиль, а не наоборот. Думаю, все это можно запустить в пределах одного года.

Так что все это можно сделать достаточно оперативно, другое дело, что речь будет идти о небольших объемах.

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 16.06.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики