Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зачем Киев решил атаковать российские буровые в Черном море

Зачем Киев решил атаковать российские буровые в Черном море

Украина атаковала российские буровые платформы в Черном море. В результате удара повреждена одна из трех установок, она будет восстановлена. Но даже в случае их полного уничтожения Киев не смог бы нанести ощутимого экономического ущерба, зато был велик риск экологической катастрофы. Так зачем же Украина атаковала эти морские платформы и какие ответные меры могут последовать со стороны России?

Подтверждена информация по трем раненым и семерым пропавшим без вести в результате атаки вооруженных сил Украины по буровым платформам компании «Черноморнефтегаз» в Черном море. Об этом в понедельник сообщил в своем Telegram-канале глава Республики Крым Сергей Аксенов. Правительство региона гарантирует, что поиски пропавших без вести будут продолжаться. «На данный момент эвакуировано 94 человека. 15 военнослужащих остаются на охране действующих буровых платформ», – также проинформировал Аксенов.

Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту обстрела, в СК устанавливают, кто из украинских силовиков несет ответственность за атаку.

По данным крымских властей, около 8 часов утра украинская сторона атаковала буровые платформы «Черноморнефтегаза» на месторождении «Одесское», которые располагаются в 71 километре от Одессы. На этот момент на объектах находилось 109 человек. Одна из трех платформ повреждена в результате удара, но ее работа будет восстановлена, добыча будет продолжена, цитировал ТАСС сообщение сенатора от Крыма Ольги Ковитиди. «Смогли спасти месторождение, предотвратить технологическую катастрофу», – подчеркнула представитель республики в Совете Федерации.

Депутат Госдумы Виктор Водолацкий предположил, что удар мог быть осуществлен ракетами британского или американского производства. Такой шаг украинским властям был подсказан советниками из США, поскольку сам Киев ранее не решался наносить удары по российской гражданской инфраструктуре, считает военный эксперт Александр Бартош.

«Месторождение «Одесское» прикрывается на средних и больших высотах комплексами ПВО большой дальности, а также силами Черноморского флота. На больших расстояниях платформы защищает истребительная авиация. Почему атака все-таки была осуществлена? Судя по всему – хотя про это нигде не говорят – там создавались помехи силами и средствами западных стран, а также проводились глубокая разведка и отвлекающие маневры», – предположил в комментарии газете ВЗГЛЯД бывший начальник зенитно-ракетных войск командования специального назначения ВВС России Сергей Хатылев.

В пользу этой версии говорит и появившаяся информация о том, что за неделю до удара Украины американские коммерческие спутники вели съемку района Черного моря с буровыми платформами «Черноморнефтегаза». Спутники Worldview-1, Worldview-2 и Worldview-3 фотографировали акваторию с буровыми платформами 11, 13 и 14 июня соответственно.

Бартош не исключает, что с подачи западных кураторов украинские военные попытаются вновь атаковать российские гражданские объекты. Впрочем, по мнению собеседника, маловероятно, что дело дойдет до атаки ВСУ на Крымский мост, которой не так давно грозил украинский генерал Дмитрий Марченко.

По оценке Хатылева, целью атакующих было вынудить Россию подвести поближе военные суда, чтобы затем атаковать их с помощью американских противокорабельных крылатых ракет «Гарпун». «Но для улучшения защиты платформ нам достаточно провести организационно-техническое переориентирование тех сил, которые уже есть, в том числе на острове Змеиный. Там стоят РЭБ, РЛС, зенитно-ракетные комплексы. Возможно, также Минобороны РФ примет решение усилить авиационную группировку в этом районе», – сказал собеседник. По мнению эксперта, в качестве ответа Россия может нанести удары по командным пунктам, точкам управления и связи на всей территории Украины – по системе управления ВСУ в целом, а не только по центрам принятия решений в Киеве.

Крымский полуостров, его энергетическая и туристическая инфраструктуры надежно прикрыты силами противовоздушной обороны России, заверил после атаки ВСУ на объекты «Черноморнефтегаза» глава Республики Крым Аксенов. Тем не менее, отдав приказ атаковать «Одесское», киевский режим продемонстрировал, что он представляет собой опасность для всего черноморского региона, ведь разрушение платформ грозило экологической катастрофой не только России, но и сопредельным государствам, заметил Бартош. «Вспомните, к каким катастрофическим последствиям привел взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в 2010 году», – указал эксперт.

При всей неадекватности этой атаки можно реконструировать политическую логику Киева, считает Бартош. «Украина хочет усилить свои позиции по потенциальным переговорам с Москвой – показать, что она может нанести ущерб энергетическому балансу и экономике России», – полагает собеседник. Но этот расчет также представляется, мягко говоря, непродуманным. Буровые установки «Черноморнефтегаза» можно было считать стратегически важными объектами лишь во времена, когда они принадлежали Украине, полагают эксперты.

«Когда Крым был подконтролен Киеву, «Черноморнефтегаз» рассматривался как то предприятие, которое будет увеличивать добычу газа, чтобы на постоянной основе снабжать полуостров голубым топливом. На пике им даже удавалось выйти на более чем 2 млрд кубометров газа в год», – пояснил Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности.

«После референдума в 2014 году выяснилось, что снабжать полуостров топливом гораздо выгоднее с территории континентальной России. И спустя два года был введен в эксплуатацию газопровод из Краснодарского края. Его мощность составляет 2,2 млрд кубометров в год с возможностью увеличения прокачки до 4 млрд кубов. И этого вполне хватит Крыму», – добавил собеседник.

Что же касается «Черноморнефтегаза», то там добыча вскоре после 2014 года «начала стремительно падать и стабилизировалась на отметке порядка 1,5 млрд кубометров в год». «На полуострове газ необходим, в том числе для работы двух теплоэлектростанций и нескольких теплоэлектроцентралей. И в случае необходимости мы можем уменьшить выработку электроэнергии на этих объектах, увеличив поставки электричества по энергомосту, который функционирует между Крымом и Краснодарским краем», – рассказал Митрахович.

В связи с этим, рассуждает собеседник, сложно представить ситуацию, чтобы на полуострове возникли проблемы с энергоресурсами. «Но это не отменяет необходимости разобраться в случившемся и понять, как эти объекты будут функционировать дальше. Очевидно, что это не последняя атака и, с учетом поставленного на Украину оружия, подобные ситуации могут повториться», – предупреждает эксперт.

Авторы: Рафаэль Фахрутдинов, Алёна Задорожная

Источник: Взгляд, 20.06.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики