Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Потолок цен на газ для РФ. В чем проблемы этой инициативы, обсуждавшейся на саммите G7?

Потолок цен на газ для РФ. В чем проблемы этой инициативы, обсуждавшейся на саммите G7?

В экспертной среде говорят, что не очень понятно, как именно Запад будет определять цены на углеводороды и кого это кроме России может коснуться. Кроме того, Москва в ответ может ограничить поставки энергоресурсов

Запад сейчас обсуждает потолок цен, за которые потребители будут покупать российские нефть и газ. Как сообщило Reuters со ссылкой на неназванного представителя администрации США, лидеры «Большой семерки» поручат своим правительствам провести консультации с некими странами по установлению предельных цен на нефть. Но о каких странах идет речь — неизвестно. Равно как неизвестна и позиция тех самых государств, которым G7 намеревается диктовать цены на энергоносители.

В свою очередь Bloomberg написало, что «семерка» поручит своим профильным министерствам изучить возможность введения предельных цен на газ. И здесь еще непонятнее — как можно вводить такой потолок, когда многолетние контракты давно подписаны. И в случае, если кто-то захочет в одностороннем порядке изменить цену, то продавец, то есть «Газпром», может просто прекратить поставки, замечает замгендиректора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач:

«Честно говоря, затрудняюсь сказать, что они имеют в виду, потому что, как они сами говорили, у нас есть контракты и надо контракты исполнять. Если по контракту не придет соответствующая сумма денег, будут ограничены поставки. Поэтому введение какого-то потолка цен для российского газа, для всех потоков газа, который поступает в Европу, фактически не будет работать. Это будет формой эмбарго, которое они, насколько я понимаю, пытались все-таки избежать».

Но куда интереснее конкретные цены, о которых может идти речь. Стоимость нефти определяют компании, которые добывают и продают сырье своим партнерам. Цена может быть разной, но в любом случае она привязана к биржевым котировкам. И если, например, российские продавцы из-за санкций дают скидку покупателям, то этот дисконт определяется от биржевой стоимости сырья. Но, кстати, если взять данные нашего Минфина за январь–май, то цена на российскую марку Urals по сравнению с тем же периодом 2021 года выросла больше чем на треть. Газ продается по долгосрочным контрактам. Они тоже привязаны к биржевым ценам, но с лагом до нескольких месяцев. И парадокс в том, что G7 хоть и обсуждает потолок, но сейчас газ на европейской бирже стоит примерно 1500 долларов за тысячу кубометров, «Газпром» же продает топливо значительно дешевле, говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:

«Цены контрактов «Газпрома» меньше тысячи долларов за тысячу кубометров, поэтому, конечно, предложение установить предельные цены на газ не очень логично. Цена по контрактам «Газпрома» ниже спотовых цен, и поэтому, в общем-то, механизм ценообразования отличается от механизма образования нефтяных цен. Но и также предельные цены на газ нарушают условия контрактов «Газпрома» с европейскими потребителями».

Конечно, для нас все это тоже может пройти не безболезненно. Раз мы добываем энергоресурсы, то их нужно кому-то продавать, и если прежний покупатель изменит условия, то придется либо с ним соглашаться, либо искать нового. Но пока не ясно, кого еще могут коснуться возможные меры стран G7. Как, например, быть с Катаром, который должен был стать альтернативным поставщиком газа в Европу. Как писали СМИ, это государство поставило условие: сделка сразу на 20 лет. И такой вариант в Европе посчитали слишком жестким. Но тогда чем в принципе Катар отличается от России, которая тоже всегда настаивала на долгосрочных контрактах. У Европы, правда, было другое мнение — цены должны быть привязаны к биржевым. Но сейчас, если верить сообщениям, позиция изменилась, и она ныне больше похожа на то, что в течение десятков лет проходила наша страна — искусственное ограничение цен. А о рыночных законах, похоже, временно забыли. Цены же, судя по всему, при желании, можно взять с потолка.

Источник: BFM.RU, 28.06.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики