Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В России оценили планы Польши выставить счет "Газпрому"

В России оценили планы Польши выставить счет "Газпрому"

Эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в разговоре с "Рамблером" прокомментировал планы властей Польши получить компенсацию от "Газпрома" за решение остановить поставки газа в страну.

"Контракт, по которому они собираются судиться, - "Ямальский контракт", как его называют, - подразумевал, что поставка газа будет до конца 2022 года. И они пользуются тем, что "Газпром" выдвинул ультиматум: либо за апрельские поставки вы платите по рублевой схеме, либо контракт дальше не может быть исполнен. "Газпром", соответственно, ссылается на президентский указ о том, что ему запрещено принимать какую-либо оплату за поставки газа в недружественные страны, кроме как рублевую. Это изменение российского законодательства, которое "Газпром" считает форс-мажором. То есть он обязан его исполнить. Так же как и европейские компании всегда исполняют европейские санкции. Это же тоже противоречит контрактным обязательствам. Например, если Евросоюз постановил, что что-либо у России нельзя покупать, - они и не покупают, несмотря на то, что, например, у компании подписан контракт. Они говорят: "Нет, у нас тут форс-мажор". Они это относят к форс-мажорным обстоятельствам, когда меняется законодательство. То есть это непредвиденное ранее изменение ситуации. То же самое говорит "Газпром": "У нас произошел форс-мажор, национальное руководство поменяло законодательство, теперь мы не имеем права продавать вам газ по расчетам в долларах и евро, расчеты должны быть произведены именно в рублях. Это независящее от нас обстоятельство". При этом Польша, естественно, говорит: "Нет, это просто нарушение контракта. Вы отказываетесь исполнять контракт в той форме, в которой он был подписан, значит, вы нарушители. Поэтому вы должны платить неустойку". Они по этому основанию будут подавать в арбитраж. 

Думаю, здесь вряд ли кто-либо рассчитывает, что "Газпром" будет исполнять решение этого арбитража. Во-первых, арбитраж длится очень долго. Как правило, подобные судебные дела растягиваются на несколько лет, поэтому это решение небыстрое. Скорее всего, речь пойдет о том, что Польша будет приобретать какой-то газ сейчас - с апреля они прекратили закупки у "Газпрома" - и арбитраж в конечном итоге, думаю, все высчитает. Они возьмут ту цену, по которой Польша покупала газ, условно, из второго полугодия 2022 года до момента окончания контракта с "Газпромом", и сравнит с теми ценами, по которым они могли бы покупать газ у "Газпрома" по долгосрочному контракту, этому самому "Ямальскому". Там все понятно, формула была прописана. Соответственно, сразу можно прикинуть, сколько бы стоил газ "Газпрома" и сколько по факту и по каким ценам Польша покупала этот газ. И если у "Газпрома" контракт будет дешевле, тогда он обязан выплатить эту разницу польской государственной компании PGNiG. Вот в чем будет смысл арбитража. Но опять же, он будет длиться долго, потому что это бюрократическая тягомотная процедура. Взыскать с "Газпрома" какие-то деньги будет сложно. "Газпром" будет указывать на форс-мажор, который заключается в изменении законодательства. Тем более что Польша отказалась покупать газ, хотя по сути она бы платила точно такие же деньги. Ничего в этом плане не менялось. Меняется просто валюта расчетов, а формула ценообразования остается. То есть Польша внесла бы в Россию точно такие же суммы. Только по старому контракту она должна была бы отдавать эти деньги "Газпрому", а по новой схеме, которую предлагал "Газпром", - "Газпромбанку". И все. Это единственное отличие. Поэтому "Газпром", если он вообще будет участвовать в этом арбитраже, будет указывать на то, что это было несущественное изменение, которое обоснованно изменением российского законодательства, а не волей компании. Поэтому, во-первых, это форс-мажор, а, во-вторых, Польша спокойно могла бы исполнить эти контрактные обязательства. Это она отказалась исполнять контракт, а не "Газпром"".

О текущих закупках газа Польшей

"Во-первых, Польша покупает СПГ (сжиженный природный газ), у нее есть приемный терминал. Во-вторых, она покупает российский же газ, просто у Германии. Он приходит по "Северному потоку" и, соответственно, разворачивается на Польшу. Но, видимо, в последние недели, может быть, они так не покупают, потому что Германии сейчас самой не хватает этого газа. Но в конце апреля-начале мая они спокойно приобретали российский газ, перепокупая его у Германии", - Игорь Юшков, Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ.

Источник: Рамблер, 28.06.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики