Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Отключение промышленности и продуктовые карточки? Что ждет Литву к зиме

Отключение промышленности и продуктовые карточки? Что ждет Литву к зиме

Эпопея с частичной блокадой сухопутного транзита в Калининградскую область, которую устроила Литва, прикрываясь санкциями ЕС против России, продолжается. Евросоюз уже готов сделать исключение для российского эксклава в новом пакете ограничений, но Литва «сдавать назад» пока не намерена. Насколько обеспечена республика энергоносителями? Хватит ли этого для прохождения отопительного сезона? Есть ли альтернативные продукции «Газпрома» источники газа? На эти и другие вопросы ответил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав МИТРАХОВИЧ в продолжении интервью (первая часть — «Все меры приняты: Литва не способна навредить энергобезопасности Калининграда»).

— Литва заявила, что СПГ-терминал в Клайпеде полностью удовлетворяет потребности республики в газе. Это так?

— Да, в принципе, удовлетворяет. Я точно не знаю, полностью или частично, но думаю, что какой-то объем газа они все-таки берут из латвийского Инчукалнского газохранилища, построенного еще во времена Советского Союза. Но дело в том, что в него надо потом снова закачивать газ: это же не месторождение, использовал — надо опять заполнить. Оно сейчас используется для всех прибалтийских стран и отчасти для Финляндии.

Но подобная система может применяться только как временное решение, которое действительно работает в том случае, если хранилище будет полностью заполнено.

Сейчас лето, но потом же будет рост потребления углеводородов ближе к зиме, поэтому придется что-то придумывать. Даже до конца не знаю, что именно они будут делать. Может быть, попытаются получать газ из соседних стран за счет имеющихся интерконнекторов. Например, между Польшей и Литвой был недавно построен один из них (Gas Interconnection Poland-Lithuania, GIPL), с Финляндией еще есть. Финляндия также собирается открывать СПГ-терминал.

Если зимой газа будет не хватать, какие же у них имеются варианты, по моему мнению?

Будут делать то, что все страны делают, когда недостаточно энергии: отключат промышленность.

Общаться придется с местными жителями, объяснять им: «Знаете, работу вы потеряли, но как бы это все ради высоких целей». Насколько само население Литвы поверит такого рода объяснением и будет ли нормально их воспринимать, зимой увидим.

Я думаю, что часть политиков вообще рассчитывает, что все-таки как-то удастся украинский кризис урегулировать в среднесрочной перспективе, и потом можно будет вернуться к закупкам российского газа.

Но где гарантия, что это получится сделать к зиме? К зиме какого года? Поэтому ребята, конечно, немножко рискуют. В Польше хранилища заполнены доверху, так что, возможно, что-то литовцы оттуда сумеют утянуть за счет интерконнекторов.

— А поляки заполнили свои хранилища продукцией «Газпрома»?

— Да, до того момента, как прекратились поставки.

— Когда они отказались в рублях платить?

— Да, это произошло в начале марта — в конце апреля, в этот период Варшава российский газ закупала и активно им запасалась. Сейчас углеводороды из России напрямую в Польшу не попадают, но осуществляются реверсные поставки по газопроводу «Ямал — Европа» из Германии.

Эта схема тоже используется для того, чтобы заполнить польские хранилища.

Поляки готовились к тому, что контракт с «Газпромом» у них в любом случае заканчивался в конце года, поэтому им нужно было заранее подготовиться.

— Литва утверждает, что для Клайпедского СПГ-терминала по большей части приобретает сжиженный газ из США и Норвегии. Но ведь известно, что они и продукцию российского «Новатэка» еще закупают?

— Закупали, но за последние пару недель у меня нет актуальных данных. Раньше да, однозначно. Были поставки газа «Новатэка» из «Ямал СПГ» (крупнотоннажный газ), из Высоцка и Усть-Луги (среднетоннажный газ). Более того, малотоннажный СПГ из России использовался еще как топливо для паромов, которые из Прибалтики ходили в скандинавские страны и обратно. Так что это использовалось. Сейчас, возможно, уже нет поставок российского СПГ, я точно сказать не могу.

— Сейчас многие говорят, что максимальный эффект от «энергетической войны» скажется ближе к осени и зиме, и что это может привести к бунтам местного населения в Европе. Велика ли вероятность этого, в частности, в Литве?

— Это больше вопрос к людям, которые изучают общественное мнение в Литве, я постоянно не отслеживаю эти сюжеты. Но думаю, что стресс для экономики будет серьезный. Во многом это зависит от того, как в целом российские энергоресурсы будут поставляться в Европу ближе к зиме. Поставки газа, например, в Германию сейчас ограничены на две трети. «Северный поток — 1» не работает на полную мощность из-за известной истории с турбинами Siemens, которые из-за санкций не смогли после ремонта вернуть из Канады.

Так вот, если поставки углеводородов из России будут ограничены или вообще прекратятся, то и окружным путем закачивать российский газ в том числе в ту же Литву не получится.

А если ситуация выправится — например, Берлин договорится с Оттавой о снятии санкций, и «Северный поток — 1» будет работать в штатном режиме, — то, в принципе, российский газ, поставляемый в Германию, дальше сможет идти в Польшу, а оттуда сможет доходить и до Литвы. Тогда в целом обстановка в этих странах будет получше.

Многое будет зависеть и от того, когда и насколько успешно запустят газопровод Baltic Pipe из Норвегии через Данию в Польшу. Если его введут в эксплуатацию, как обещают, в конце года, то ситуация для поляков станет полегче, тогда они часть газа смогут отдать Литве.

А если, например, Baltic Pipe не запустят вовремя, или запустят, но будут долго выводить на полную мощность, то возможна нехватка газа. И тогда да, общественный резонанс вполне вероятен.

Но, я думаю, в таком случае будут отключать всю энергоемкую промышленность. Может быть, даже введут нормирование потребления для населения. Но это будет зависеть, повторяю, от общей обстановки в стране.

Автор: Егор Киреев

Источник: Rubaltic.ru, 04.07.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики