Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкционная суета. Страны G7 хотят ввести потолок цен на энергоресурсы из РФ

Санкционная суета. Страны G7 хотят ввести потолок цен на энергоресурсы из РФ

Страны «большой семерки» всерьез изучают возможность введения ценового потолка не только на российскую нефть, но и на газ. Это стало известно после недавно завершившегося в баварских Альпах в Германии саммита G7.

Данную инициативу, например, уже поддержали в Париже и Риме, о чем заявил французский президент Эммануэль Макрон на пресс-конференции по итогам саммита. «Я очень поддерживаю это. Нужно взаимодействовать и по этому вопросу. Премьер-министр Италии Марио Драги также поддерживает это, то есть нас несколько. Мы продолжим взаимодействовать по этой теме в ближайшие недели», — приводит РИА «Новости» слова Макрона.

Одновременно страны «семерки» обсуждают и тему ограничения цен на российскую нефть, пишет Bloomberg со ссылкой на источники. По информации агентства, такой механизм предлагается реализовать за счет введения предельной стоимости перевозки и страхования энергосырья из РФ.

Ранее о планах Запада ввести ценовые ограничения для российских энергоресурсов заявляла министр финансов США Джанет Йеллен. По ее словам, своими действиями Вашингтон вместе с партнерами и союзниками по всему миру хочет сократить прибыль Москвы от продажи углеводородов. «Мы говорим о введении ценового потолка, или ценового исключения, которое расширило бы и укрепило недавно введенные и планируемые ограничения в сфере торговли энергоносителями со стороны Европы, США, Великобритании и других стран, что приведет к снижению цен на российскую нефть, одновременно позволяя увеличить поставки нефти на мировой рынок», — отмечала глава американского минфина. Как полагает Йеллен, введение ценового потолка позволит «предотвратить побочные эффекты для мировой экономики». В частнос­ти, данная инициатива, по мнению министра, должна помочь странам с низкими доходами и развивающимся государствам, которые столкнулись с резким удорожанием энергии и продовольствия.

Своего министра финансов поддержал и глава Белого дома. «Мы дали поручение нашим командам работать над деталями ценовых лимитов на российскую нефть, чтобы снизить доходы РФ и не навредить американцам и другим людям на заправках… Мы и Запад не будем обеспечивать страховку российским судам на перевозку нефти, так что у них будут огромные проблемы с ее доставкой клиентам», — цитирует РИА «Новости» президента США. Впрочем, даже американцы еще не полностью уверены, что инициатива будет быстро и успешно ­воплощена в жизнь. Как заявил советник по национальной безопасности США Джек Салливан, предложение не «готовый и проверенный метод», который можно в любой момент «взять с полки».

Поиски новых ходов в санкционной борьбе оценили в российском правительстве. Вице-премьер РФ Александр Новак заявил, что определенные риски представляет обсуждаемое странами G7 создание картеля покупателей для сдерживания цен на сырье из России. «Это очередная попытка вмешательства в рыночные механизмы, которая может приводить только к дисбалансу рынка, к дефициту энергоресурсов на нем, что в свою очередь приведет к росту цены и, соответственно, к оплате европейскими потребителями, в первую очередь из стран G7, по более дорогой цене энергоносителей на мировом рынке. На мой взгляд, это мера, направленная против них самих же», — подчеркивает Новак.

Характерно, что даже глава британской нефтегазовой компании Shell Бен ван Берден скептичес­ки относится к намерению стран «Группы семи» (Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции и Японии) установить предельную стоимость на российскую нефть. Об этом сообщает агентство Bloomberg. «Все недостатки предложения уже видны», — приводит агентство его слова. По мнению Бердена, такая инициатива будет работать только в том случае, если к ней присоединится большое число государств помимо США и стран Европы. В противном случае «нефть из РФ будет поставляться в страны, которые совершенно не возражают против покупки российской нефти Urals», — считает глава Shell.

Его поддержал коллега генеральный директор Exxon Mobil Даррен Вудс. Это передало издание Financial Times, сообщившее мнение Вудса, что зафиксировать цены на нефть будет непросто. «Мне вот совсем не очевидно, как этот механизм будет работать», — посетовал он. «В нефтегазовой отрасли рынки работают очень эффективно и результативно. Самый главный риск в том, что Россия может отказаться играть по этим правилам и тем самым обострит энергетическую вой­ну», — заявил бизнесмен.

В экспертной среде говорят, что одной из главных проблем является то, что не очень понятно, как именно Запад будет определять цены на углеводороды и кого это кроме России может коснуться. К тому же Москва в ответ может ограничить поставки энергоресурсов. Так, например, считает генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. «Проблема зарубежных стран, вводящих против России новые экономические санкции, заключается в том, что сначала они делают политические заявления и только потом задумываются над конкретным механизмом их реализации. Ярким примером тому является инициатива по установке ограничений на неф­тяные котировки, детали которой совершенно не продуманы. Схема установки ценового потолка на газ выглядит еще более противоестественно. Европа уже много лет настаивала на отказе от долгосрочных контрактов поставок голубого топлива, стоимость которых была обычно привязана к нефтяным контрактам, и на переходе к определению котировок сырья на краткосрочном, спотовом рынке. «Газпром» постепенно шел на уступки Брюсселю и теперь стоимость около 70 % поставок монополии в Евросоюз регулируется именно биржевыми ценами», — говорит аналитик.

Кроме того, полагает он, если поставки трубопроводного топлива можно хоть как‑то контролировать, то совершенно не ясно, что будет с ценообразованием на рынке сжиженного газа. «Наша страна обладает несколькими проектами по производству СПГ, ориентированными в основном на экспорт. В них принимают участие западные инвесторы, которым явно не понравятся предельные лимиты на стоимость сырья», — поясняет Правосудов.

В свою очередь Bloomberg написало, что «семерка» поручит своим профильным министерствам изучить возможность введения предельных цен на газ. И здесь еще непонятнее — как можно вводить такой потолок, когда многолетние контракты давно подписаны. И в случае, если кто‑то захочет в одностороннем порядке изменить цену, продавец, то есть «Газпром», может просто прекратить поставки, замечает заместитель гендиректора по газовым проб­лемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. «Честно говоря, затрудняюсь сказать, что они имеют в виду, поскольку, как они сами говорили, у нас есть контракты и надо контракты исполнять. Если по контракту не придет соответствующая сумма денег, будут ограничены поставки. Поэтому введение какого‑то потолка цен для российского газа, для всех потоков газа, который поступает в Европу, фактически не будет работать. Это станет формой эмбарго, которое они, насколько я понимаю, пытались все‑таки избежать», — резюмирует эксперт.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Соединенные Штаты рассчитывают на достижение прогресса на переговорах по ограничению цен на нефть из России к визиту главы американского минфина Джанет Йеллен в Азию, который начнется с поездки в Токио 12 и 13 июля. Об этом в опубликованном в субботу интервью газете Nikkei заявил ее заместитель Брайан Нельсон.

Автор: Александр Казаргин

Источник: Санкт-Петербургские ведомости, 04.07.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики