Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС начал изучать возможность запрета поставок российского газа

ЕС начал изучать возможность запрета поставок российского газа

Но ограничения смогут ввести не раньше 2024–2025 гг., считают аналитики

В седьмой пакет антироссийских санкций ЕС могут включить запрет на поставки российского газа, заявил вечером 4 июня замглавы МИД Польши Павел Яблоньский. «Санкции должны быть еще жестче в контексте газа, который Россия еще может продавать», – цитирует его «РИА Новости».

Газ остается одним из последних возможных направлений для расширения европейских санкций. Предыдущий, шестой пакет санкций, включавший частичное эмбарго на нефть, ЕС согласовывал более месяца и принял с исключениями и оговорками лишь на прошлой неделе из-за позиции Венгрии, сильно зависимой от поставок из России. Нефтяное эмбарго в итоге включило в себя лишь поставки морем и будет введено к концу года. Отказ европейских стран от импорта газа из РФ может оказаться еще более сложным из-за отсутствия альтернативы.

Часть стран, формально отказавшихся от контрактов с «Газпромом» (например, Нидерланды и Финляндия), продолжают покупать российский газ у Германии, сообщали нидерландские СМИ и представители финского бизнеса. Как писали «Ведомости», Польша, также отказавшаяся платить «Газпрому» за газ в рублях, продолжает закупать российский газ, в частности, у Германии. Сырье реверсом поступает по газопроводу «Ямал – Европа» (объем реверса – около 30 млн куб. м в сутки).

В ЕС трубопроводный газ из РФ поступает по «Северному потоку», газопроводу «Ямал – Европа», через газотранспортную систему Украины, а также транзитом по «Турецкому потоку». По оценкам Международного энергетического агентства, в 2021 г. Россия поставила в ЕС около 155 млрд куб. м газа, из них 140 млрд куб. м – по трубе и 15 млрд куб. м – в виде сжиженного природного газа (СПГ). За пять месяцев текущего года объемы поставок газа в ЕС упали на 27,6% до 61 млрд куб. м по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. («Ведомости» писали об этом 1 июня).

Старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин считает, что в среднесрочной перспективе введение полного эмбарго на российский трубопроводный газ не представляется возможным, поскольку даже в условиях роста импорта СПГ в Европу более 20% рынка напрямую зависит от российских поставок. На данном этапе, продолжает он, альтернатив российским энергоносителям на европейском направлении нет. Дополнительные поставки трубопроводного газа из Норвегии и Азербайджана ограничены, подчеркнул Блохин, а расширение мощностей «может занять несколько лет». «Потенциал роста поставок с Ближнего Востока и из Африки остается нераскрытым, поскольку дальнейшее расширение газотранспортных мощностей требует подтверждения долгосрочными контрактами и снятия бюрократических препятствий», – отметил аналитик. К этому, по его словам, в рамках целей энергоперехода не готовы в ЕС.

Управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин считает, что «полноценного эмбарго у ЕС не получится». По его словам, для этого нужны гораздо более масштабные инвестиции и действия, чем указано в недавней стратегии RePowerEU (включает комплекс мер по отказу ЕС от импорта российской нефти, газа и угля к 2027 г.). «Основной фактор ухода от российского газа в Европе сейчас – это разрушение потребления из-за экстремально высоких цен. То есть исключить потребление российского газа равносильно закрытию производств удобрений, промышленных металлов и др. Это приводит к экстремально высоким ценам на данные сырьевые товары», – уточняет он.

По мнению Блохина, предметное обсуждение ограничительных мер в отношении российского газа возможно не ранее чем по окончании отопительного сезона 2022/23 г. До этого европейский газовый рынок будет оставаться дефицитным, а острая конкуренция на рынке СПГ в сочетании с пиковыми нагрузками на энергосистему будет способствовать росту спроса на российский газ в ЕС, полагает аналитик.

«В случае введения полного эмбарго на российский газ до конца года Европа рискует столкнуться с дефицитом электроэнергии уже осенью, а планы Еврокомиссии по энергобезопасности и формированию запасов газа к отопительному сезону могут оказаться сорванными», – заключает эксперт.

Громадин допускает эмбарго российского газа в седьмом пакете санкций, но «со многими оговорками». «Это не снижает зависимость европейской экономики от российских углеводородов. Финансировать быстрый переход к альтернативным источникам в Европе, похоже, сейчас не готовы. Это может разогнать и так уже высокое инфляционное давление», – подчеркнул он.

Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков не рассматривает повторения «сценария нефтяного эмбарго» в случае с возможным запретом на импорт газа. «Если делать исключения для «особо зависимых» стран, тогда исключать нужно всех, кроме Португалии и Испании, не получающих российский трубопроводный газ», – добавил он.

Заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов указывает, что на дальнейшее развитие ситуации может повлиять и то, как скоро и какие именно условия для замещения российского газа будут созданы в Европе. «С учетом антироссийских настроений в ЕК можно предположить, что санкции против российского газа будут приняты, но с еще большим количеством оговорок и еще большей отсрочкой – не ранее 2025–2027 гг.», – резюмировал он.

К концу 2022 г. эксперты ожидают снижения потребления Европой газа из России. «Пока можно ожидать снижения потребления в ЕС российского трубопроводного газа в 2022 г. на величину около 30 млрд куб. м. Уменьшение прокачки из России в Европу и рост поставок из других стран уже отмечены <...> т. е. перебалансировка уже началась, но о ее завершении говорить можно будет не ранее 2024–2025 гг.», – приводит «РИА Новости» прогноз замруководителя направления «Экономика отраслей ТЭК» Центра стратегических разработок Сергея Колобанова.

Автор: Николай Николаев

Источник: Ведомости, 05.06.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики