Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Уход ExxonMobil сказывается на нефтяной добыче «Сахалина-1»

Уход ExxonMobil сказывается на нефтяной добыче «Сахалина-1»

Трудности «Сахалина-1» связаны с логистическими и технологическими ограничениями, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов. РФ необходимо решить эти проблемы, чтобы обеспечить плавное развитие нефтегазового сектора.

Добыча на «Сахалине-1» упала в 22 раза

Полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил, что добыча нефти в рамках проекта «Сахалин-1» сократилась в 22 раза – до 10 тысяч баррелей в сутки.

«Сахалин-1» является результатом соглашения 1995 года между Правительством РФ и администрацией Сахалинской области о разделе продукции, которое позволило привлечь в предприятие иностранных инвесторов.

На сегодня это единственный нефтегазовый проект на территории РФ, где у российской компании нет контрольного пакета акций: «Роснефть» через дочерние компании контролирует 20% уставного капитала, ExxonMobil также через «дочку» – 30%, индийская государственная компания ONGC – 20%, а японцы из SODECO – 30%.

Добывается на «Сахалине-1» нефть марки Sokol с низким содержанием серы и высокой плотностью, до февраля она пользовалась хорошим спросом.

Sokol стала одной из тех нефтяных марок, которые Россия перенаправляет в Индию, причем индийские НПЗ проявляют большой интерес к данному сырью.

Актуальные запасы «Сахалина-1» составляют 2,3 млрд баррелей нефти.

Большое участие иностранного капитала, технологическая зависимость и ориентация на внешний рынок стали ахиллесовой пятой проекта после введения антироссийских санкций: Sokol сразу начала торговаться с дисконтом в 20 долларов.

ExxonMobil собирается продать свои акции «Сахалина-1» и ведет переговоры с индийскими компаниями, которым интересно поставлять нефть из российского порта Корсаков до Ченная, Парадиба, Хальдии и Вишакхаптнама, где расположены крупные НПЗ.

Санкции в отношении переработки российской нефти вряд ли будут введены, так что это выгодный бизнес для индийских компаний.

Существуют объективные проблемы

«У России возникли логистические проблемы, мы переориентируем сбыт, и не всегда понятно, как доставлять нефть потребителям. Китай и Индия пока не подготовлены для приема большей части российских поставок», – заключает энергоэксперт Александр Перов.

Аналогичные проблемы с газовым направлением в рамках «Сахалина-1» и «Сахалина-2»: такие потребители СПГ, как Япония и Южная Корея, могут отказаться от российского сжиженного газа, в результате чего в регионе у нас останется только Китай.

«Китай не съест все российское предложение, это первая причина трудностей на Сахалине, вторая заключается в технологических проблемах – сотрудничество с ExxonMobil основано на импорте технологий и поставках оборудования, обеспечивавших операционную деятельность проекта. Американцы уходят, и надо искать замену», – констатирует Перов.

Данные трудности касаются всей отрасли, а не только сахалинских проектов: западных нефтесервисных компаний в России больше не будет. У нас возникли сложности в логистике и технологиях, и в совокупности они приводят к снижению добычи.

«Не исключено, что добыча на “Сахалине-1” скоро начнет восстанавливаться, но в долгосрочном плане мы потеряем там как по нефти, так и по газу, и это не скрывают даже российские официальные лица», – резюмирует Перов.

Все упирается в технологии

Логистические проблемы решить сравнительно просто – для этого нужно только время, а вот технологии могут стать стратегическим ограничением. Здесь РФ придется рассчитывать только на себя – у Китая или Индии нет требуемых решений.

«В России разрабатываются свои технологии в сфере СПГ, был представлен “Арктический каскад”, но он не отработан, и НОВАТЭК был вынужден от него отказаться. Компания даже запустила пилотную линию “Арктического каскада”, но выяснилось, что на ее доведение до ума потребуется несколько лет», – резюмирует Перов.

Импортозамещение может дать результат, но на это нужны время и крупные инвестиции. Сахалинские проекты и начинания НОВАТЭКа на Ямале основаны на западных технологиях, и данный фактор риска давно выделяли эксперты.

РФ придется самостоятельно разрабатывать решения по шельфовой добыче и СПГ-производству. На 2022 год это не бином Ньютона, но в условиях отсутствия западной компонентной базы задача становится нетривиальной.

«С нефтью ситуация получше, чем по СПГ, в рамках “Сахалина-1” можно использовать более старые технологии, но это приведет к снижению уровня добычи, к предыдущим показателям мы вернемся нескоро», – заключает Перов.

Решение проблем «Сахалина-1» и «Сахалина-2» важно для России, потому что это готовая модель нового нефтегазового рынка. Проекты находятся в Азии, работают на азиатских потребителей, которые стали для нас приоритетом, и основаны на шельфовой добыче и производстве СПГ. Данные направления будут набирать ход в РФ: с годами мы все дальше будем уходить в шельф, а СПГ заберет первенство у газопроводов.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 07.07.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики