Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Казахстан задумал перебросить российский транзит нефти на Азербайджан и в Китай

Казахстан задумал перебросить российский транзит нефти на Азербайджан и в Китай

На фоне постоянных остановок экспорта казахской нефти через Новороссийск власти страны решили нарастить поставки по альтернативным маршрутам — через Азербайджан и в Китай.

Сегодня, 7 июля, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев провёл совещание по развитию транспортно-транзитного потенциала и заявил о необходимости диверсификации поставок нефти. Об этом сообщает сайт президента.

«Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут. Поручаю „КазМунайГазу“ проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству совместно с „Самрук-Казыной“ следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау — Кенкияк и Кенкияк — Кумколь», — сказал Касым-Жомарт Токаев.

До последнего времени основным маршрутом поставок казахской нефти выступал нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийск, где сырье загружают на танкеры. Его мощность составляет 67 млн тонн в год и в прошлом году 87% поставок составило сырье, добытое в Казахстане.

В этом году КТК постоянно сталкивается с проблемами. В начале его остановили из-за поломки морских загрузочных систем. Следом искали обнаружили боеприпасы времен Великой Отечественной войны, а 5 июля российский суд приостановил деятельность КТК на 30 дней из-за нескольких документарных нарушений по плану ликвидации аварийных разливов нефти.

Судя по заявлению президента Казахастана, власти хотят поставлять больше нефти в Китай и активно использовать транзит через Азербайджан, чтобы доставлять нефть в турецкий порт Джейхан.

Как передавало «Казинформ», премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов сообщал на депутатский запрос в мае, что в апреле, когда простаивал КТК, по другим маршрутам перенаправили 561 тыс. тонн нефти. Однако это всего лишь около 10% ежемесячных поставок по КТК.

Тогда глава казахского правительства уточнял, что в связи со сложившейся ситуацией планируется расширить нефтепровод «Атырау — Кенкияк — Кумколь» с 6 млн тонн до 12 млн тонн в год с возможностью экспорта в Китай. Кроме того, рассматривался альтернативный вариант транспортировки нефти через морские порты Актау и Курык до порта Баку, далее на Батуми по железной дороге или через нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан».

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков отмечал EADaily, что Транскаспийский маршрут работающий, но очень затратный.

В КТК поступает нефть с месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. В первом американским Chevron и ExxonMobil принадлежат 75%. На Карачаганаке 76,5% распределены между итальянской Eni, нидерландско-британской Shell и американской ExxonMobil. В Кашагане, в свою очередь, американским, европейским и японским компаниям принадлежит уже более 90%. Свою долю западные компании имеют и в самом Каспийском трубопроводном консорциуме. Все они заявили о том, что прекращают свою деятельность в России и выходят из проектов.

Источник: EADaily, 07.07.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики