Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Казахстан задумал перебросить российский транзит нефти на Азербайджан и в Китай

Казахстан задумал перебросить российский транзит нефти на Азербайджан и в Китай

На фоне постоянных остановок экспорта казахской нефти через Новороссийск власти страны решили нарастить поставки по альтернативным маршрутам — через Азербайджан и в Китай.

Сегодня, 7 июля, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев провёл совещание по развитию транспортно-транзитного потенциала и заявил о необходимости диверсификации поставок нефти. Об этом сообщает сайт президента.

«Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут. Поручаю „КазМунайГазу“ проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству совместно с „Самрук-Казыной“ следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау — Кенкияк и Кенкияк — Кумколь», — сказал Касым-Жомарт Токаев.

До последнего времени основным маршрутом поставок казахской нефти выступал нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийск, где сырье загружают на танкеры. Его мощность составляет 67 млн тонн в год и в прошлом году 87% поставок составило сырье, добытое в Казахстане.

В этом году КТК постоянно сталкивается с проблемами. В начале его остановили из-за поломки морских загрузочных систем. Следом искали обнаружили боеприпасы времен Великой Отечественной войны, а 5 июля российский суд приостановил деятельность КТК на 30 дней из-за нескольких документарных нарушений по плану ликвидации аварийных разливов нефти.

Судя по заявлению президента Казахастана, власти хотят поставлять больше нефти в Китай и активно использовать транзит через Азербайджан, чтобы доставлять нефть в турецкий порт Джейхан.

Как передавало «Казинформ», премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов сообщал на депутатский запрос в мае, что в апреле, когда простаивал КТК, по другим маршрутам перенаправили 561 тыс. тонн нефти. Однако это всего лишь около 10% ежемесячных поставок по КТК.

Тогда глава казахского правительства уточнял, что в связи со сложившейся ситуацией планируется расширить нефтепровод «Атырау — Кенкияк — Кумколь» с 6 млн тонн до 12 млн тонн в год с возможностью экспорта в Китай. Кроме того, рассматривался альтернативный вариант транспортировки нефти через морские порты Актау и Курык до порта Баку, далее на Батуми по железной дороге или через нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан».

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков отмечал EADaily, что Транскаспийский маршрут работающий, но очень затратный.

В КТК поступает нефть с месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. В первом американским Chevron и ExxonMobil принадлежат 75%. На Карачаганаке 76,5% распределены между итальянской Eni, нидерландско-британской Shell и американской ExxonMobil. В Кашагане, в свою очередь, американским, европейским и японским компаниям принадлежит уже более 90%. Свою долю западные компании имеют и в самом Каспийском трубопроводном консорциуме. Все они заявили о том, что прекращают свою деятельность в России и выходят из проектов.

Источник: EADaily, 07.07.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики