Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Казахстан задумал перебросить российский транзит нефти на Азербайджан и в Китай

Казахстан задумал перебросить российский транзит нефти на Азербайджан и в Китай

На фоне постоянных остановок экспорта казахской нефти через Новороссийск власти страны решили нарастить поставки по альтернативным маршрутам — через Азербайджан и в Китай.

Сегодня, 7 июля, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев провёл совещание по развитию транспортно-транзитного потенциала и заявил о необходимости диверсификации поставок нефти. Об этом сообщает сайт президента.

«Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут. Поручаю „КазМунайГазу“ проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству совместно с „Самрук-Казыной“ следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау — Кенкияк и Кенкияк — Кумколь», — сказал Касым-Жомарт Токаев.

До последнего времени основным маршрутом поставок казахской нефти выступал нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийск, где сырье загружают на танкеры. Его мощность составляет 67 млн тонн в год и в прошлом году 87% поставок составило сырье, добытое в Казахстане.

В этом году КТК постоянно сталкивается с проблемами. В начале его остановили из-за поломки морских загрузочных систем. Следом искали обнаружили боеприпасы времен Великой Отечественной войны, а 5 июля российский суд приостановил деятельность КТК на 30 дней из-за нескольких документарных нарушений по плану ликвидации аварийных разливов нефти.

Судя по заявлению президента Казахастана, власти хотят поставлять больше нефти в Китай и активно использовать транзит через Азербайджан, чтобы доставлять нефть в турецкий порт Джейхан.

Как передавало «Казинформ», премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов сообщал на депутатский запрос в мае, что в апреле, когда простаивал КТК, по другим маршрутам перенаправили 561 тыс. тонн нефти. Однако это всего лишь около 10% ежемесячных поставок по КТК.

Тогда глава казахского правительства уточнял, что в связи со сложившейся ситуацией планируется расширить нефтепровод «Атырау — Кенкияк — Кумколь» с 6 млн тонн до 12 млн тонн в год с возможностью экспорта в Китай. Кроме того, рассматривался альтернативный вариант транспортировки нефти через морские порты Актау и Курык до порта Баку, далее на Батуми по железной дороге или через нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан».

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков отмечал EADaily, что Транскаспийский маршрут работающий, но очень затратный.

В КТК поступает нефть с месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. В первом американским Chevron и ExxonMobil принадлежат 75%. На Карачаганаке 76,5% распределены между итальянской Eni, нидерландско-британской Shell и американской ExxonMobil. В Кашагане, в свою очередь, американским, европейским и японским компаниям принадлежит уже более 90%. Свою долю западные компании имеют и в самом Каспийском трубопроводном консорциуме. Все они заявили о том, что прекращают свою деятельность в России и выходят из проектов.

Источник: EADaily, 07.07.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики