Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Транскаспийская перевалка нефти обернется для Казахстана провалом

Транскаспийская перевалка нефти обернется для Казахстана провалом

Казахстану будет непросто обеспечить транскаспийские поставки нефти, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович. Морской экспорт не даст нужного результата, а на строительство нефтепровода нужны деньги и согласие России.

Казахстан решил переориентироваться

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил компании «КазМунайГаз» развивать морские перевозки грузов путем трансформации казахстанских портов и превращения их в один из ведущих хабов Каспийского моря.

Базовым решением Токаев назвал так называемый Транскаспийский маршрут – транспортный коридор, пролегающий через КНР, Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Турцию и страны Европы, его пропускная способность составляет 10 млн тонн в год.

Вторым направлением работ является модернизация железнодорожной инфраструктуры, речь здесь также идет о нероссийском направлении.

Заявление Токаева связано с решением суда Новороссийска от 5 июля 2022 года о приостановке на месяц работы Каспийского трубопроводного консорциума по причине нарушений российского экологического законодательства.

Консорциум является основным направлением экспорта казахстанской нефти, которая продавалась на мировой рынок через нефтеналивные терминалы Новороссийска.

Ситуация возникла не на пустом месте. Казахстан опубликовал для обсуждения проект приказа, который ограничит поставку отдельных товаров в РФ из-за западных санкций, что идет вразрез с принципами, прописанными в документах ЕАЭС.

В заявлении Токаева заложен политический подтекст, который выражается в тезисе, что Нур-Султан в нефтяном экспорте способен обойтись без Москвы, но это возможно только в случае многолетних инвестиций.

Казахстан связан Каспийским морем

«История имеет подоплеку: Казахстан сделал несколько шагов, которые были без одобрения встречены в России. Был разговор Токаева с представителями ЕС о том, что Нур-Султан готов использовать свой международный потенциал для стабилизации рынка, что не могло не восприниматься нами как вариант замещения российских нефтяных поставок в европейские страны», – констатирует энергоэксперт Станислав Митрахович.

Одновременно казахстанская таможня отказалась выдавать документы для транзита подсанкцонных товаров в РФ, произошли и другие действия, которые не могли вызвать позитивную реакцию российского руководства.

«По ситуации с Каспийским трубопроводным консорциумом можно только спекулировать, связаны ли существующие ограничения с разногласиями между Москвой и Нур-Султаном, хотя эта история именно так и воспринимается», – заключает Митрахович.

Обстановка стала напряженной, но возможностей для компромисса непочатый край.

«Сегодня часть казахстанской нефти идет в Китай, часть через российскую территорию и консорциум, а часть через Каспийское море в Азербайджан, где затем переваливается в нефтепровод “Баку – Тбилиси – Джейхан”», – констатирует Митрахович.

Теоретически до Азербайджана можно построить нефтепровод, но труба консорциума уже существует, лучше использовать ее, чем возводить новую инфраструктуру через Каспий с неоднозначными перспективами.

Присутствуют и международно-правовые ограничения: каспийские страны не договорились о правилах прокладки трубопроводов через Каспийское море, а казахстанская ставка на морской фрахт не является экономически эффективной.

«Прокладка трубы через Каспийское море потребует больших инвестиций и строительных работ, в том числе и на территории Казахстана. И на этом фоне Россия может вспомнить о том, что существуют разные способы интерпретации подписанной не так давно конвенции по Каспийскому морю», – резюмирует Митрахович.

Существует пример проекта Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан, который так и не был построен. Аналогичный провал ждал и такой проект, как Nabucco – все в данных проектах упирается в нерешенные вопросы по Каспийскому морю.

«РФ в этом вопросе обычно поддерживал Иран», – заключает Митрахович.

Казахстану нужно пойти на компромисс с РФ

Нельзя забывать и про финансовый аспект: Казахстан не способен в одиночку реализовать столь масштабные проекты. Москва в такой задаче Нур-Султану не поможет, а рассчитывать на инвестиции третьих государств вряд ли возможно.

«Строительство новой трубы при потенциальных проблемах вокруг Каспия вряд ли станет успешным предприятием. Казахстан может реализовать такой проект, но на него уйдут годы, гораздо проще добиться прогресса в отношениях с РФ», – констатирует Митрахович.

Данный вариант стал бы наиболее рациональным для обеих сторон.

«Произойдет это или нет – посмотрим, за последнее время случились многие неожиданные вещи, да и РФ помогла господину Токаеву остаться у власти во время непростых событий в Казахстане начала 2022 года», – резюмирует Митрахович.

Ситуация актуализирует много вопросов, включая дальнейшие отношения РФ и Казахстана, перспективы ЕАЭС и СНГ, стабильность в Центральной Азии и надежность наших торговых потоков через этот ключевой регион.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 07.07.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики