Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Имущество оператора нефтегазового проекта «Сахалин — 2» передали государству

Имущество оператора нефтегазового проекта «Сахалин — 2» передали государству

В последний день июня президент РФ Владимир Путин подписал указ, который в дальнейшем будет во многом определять отношение к западным компаниям, пытающимся усидеть на двух стульях – и в санкционных мероприятиях поучаствовать, и прибыль для себя сохранить.

Документ касается специальных мер в топливно-энергетической сфере в связи с «недружественными действиями иностранных государств». В соответствии с указом имущество «Сахалин Энерджи» переходит в собственность Российской Федерации и передается в безвозмездное пользование созданной правительством компании. Сейчас акционерами «Сахалин Энерджи» являются «Газпром» (50 % плюс одна акция), Shell (27,5 % минус одна акция), а также Mitsui & Co (12,5 %) и Mitsubishi (10 %). Согласно указу, «Газпром» получит долю, пропорциональную «количеству принадлежащих ему акций в уставном капитале компании», доли остальных акционеров перейдут в собственность компании, которую создадут российские власти. В документе говорится, что решение принято в связи «с недружественными и противоречащими международному праву» действиями США и «примкнувших» к ним государств и организаций, которые направлены на введение санкций против России.

В соответствии с указом правительство должно создать ООО, которому перейдут: права и обязанности «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд»; имущество компании, как созданное в рамках соглашения о разделе продукции, так и вне его. В течение месяца после создания новой компании акционеры «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд» должны сообщить правительству, согласны ли они получить доли в новом предприятии-операторе. Если они не захотят участвовать в этой компании, правительство должно оценить их доли и продать в течение четырех месяцев с момента отказа. Средства от продажи будут зачислены на счет типа «С», который откроют на имя акционера. Все сотрудники компании должны перейти на работу в новое юрлицо. Указ вступает в силу со дня опубликования.

Проект включает в себя три буровые платформы в Охотском море у северо-восточных берегов Сахалина, технологический комплекс в северной части острова, завод СПГ (его производительность — 9,6 млн т в год) и терминал на юге Сахалина. Компания была основана в 1994 году, добыча углеводородов в рамках проекта началась в 1999‑м, «Газпром» стал участником проекта в 2007‑м, а завод СПГ заработал в 2009 году. В конце февраля англо-голландская Shell объявила о выходе из совместных проектов с «Газпромом» — не только из «Сахалина-2», но также из Salym Petroleum Development, «Гыдан энерджи» и «Северного потока-2». В апреле, как сообщало агентство Bloomberg, компания начала выводить своих сотрудников из проектов. В то же время газета Financial Times со ссылкой на источники писала, что Shell ведет переговоры с китайскими энергетическими компаниями CNOOC, CNPC и Sinopec о продаже своей доли в «Сахалине-2». Один из источников издания назвал идущие переговоры «кошмарными», поскольку предполагалось, что сделка будет невыгодной для Shell. Компания коротко отреагировала на указ Путина. «Shell как акционер «Сахалина-2» всегда действовал в наилучших интересах проекта «Сахалин-2» и в строгом соответствии со всеми применимыми правовыми нормами. Мы ознакомились с указом и в настоящее время оцениваем содержащиеся в нем требования», — прокомментировали в компании.

Японское правительство, наоборот, решило не выходить из проекта. Премьер-министр Фумио Кисида отмечал, что страна сохранит доли и в «Сахалине-2», и в «Сахалине-1» (проект по разработке нефтяных месторождений; его участники — «Роснефть», японская Sodeco, индийская ONGC Videsh и американская ExxonMobil, которая заявляла о выходе из проекта). Япония желала остаться в проекте завода СПГ, чтобы ее место в нем не заняла другая страна. Уже после опубликования указа японский премьер-министр прокомментировал российский документ: «Был выпущен указ президента РФ по проекту «Сахалин-2». Но это не означает, что поставки СПГ будут сейчас же остановлены. Мы станем внимательно следить, какие требования будут в содержании контракта вследствие этого указа. Необходимо также продумать дальнейшие шаги вместе с компаниями», — сказал премьер-министр. Он отметил также, что СПГ не входил в пакет санкций, поскольку таково было решение G7.

По мнению экспертов принятый документ должен положить конец неопределенности, возникшей вокруг будущего стратегически важного для российского ТЭК в части производства сжиженного природного газа проекта «Сахалин-2». Так, например, считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович, полагающий что решение, обозначенное в указе Владимира Путина, было ожидаемым.

«Нужно определяться с форматом дальнейшего функционирования Sakhalin Energy — оператора «Сахалина-2». Сейчас он зарегистрирован на Бермудских островах. Теперь для него запросят юрисдикцию России, что необходимо, с учетом растущих санкционных и прочих рисков. Кроме того, нужно определяться с теми компаниями, которые готовы работать над проектом дальше. Shell, например, заявляла, что хочет уйти. Так пусть же она как можно скорее продает свой актив российской, индийской или китайской компании», — отметил эксперт. И добавил, что принятое российскими властями решение не скажется на работе проекта.

««Сахалин-2» давно налажен. Даже без надзора Shell над технологией хладагента, которую компания придумала, все будет нормально. Японцы, по моему мнению, постараются остаться в проекте. Много раз японские власти говорили, что этот завод им нужен. Около 8 % газа страна получает именно отсюда, поэтому для нее не очень рационально уходить. Ведь поставки СПГ, в случае если японцы не захотят играть по новым правилам, можно достаточно быстро переориентировать. Тем более — в данном регионе. И японцы это понимают», — говорит эксперт.

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергобезопасности Игоря Юшкова сама идея создания нового юридического лица и переводе на него проекта «Сахалин-2» включает в себя два момента. «Во-первых, необходимо, чтобы новая компания-оператор была российской, поскольку иностранным юрисдикциям мы уже не доверяем. Во-вторых, таким образом получится внести некую ясность в состав акционеров проекта. Теперь нынешними действиями Россия ставит вопрос, что те, кто заявил, прежде всего Shell, о том, что уходит из этого проекта, они — как кот, который долго мяукал перед дверью, ему дверь открыли, а он не уходит. Или вы подтверждаете, что остаетесь, и тогда вы предпринимаете действия, в данном случае переоформление своей доли на новое российское юридическое лицо, либо, если вы и дальше продолжаете ничего не делать, просто останетесь за бортом этого проекта и де-факто из него уйдете. А государственная компания либо «Газпром» уже самостоятельно сможет продать эту долю компаниям из дружественных стран, либо из Китая, либо из Индии. Ничего не меняется для иностранцев, нужно только подписать бумаги», — рассуждает Юшков.

Заслуживает внимание и точка зрения замдиректора Института энергетики и финансов Алексея Белогорьева. «Вполне вероятно, что новые правила будут применять и для других международных проектов в России. То есть иностранцев и дальше могут ставить перед выбором: либо они продолжают работать у нас и получать прибыль, либо если они хотят уйти по политическим причинам, то придется продавать акции. И еще неизвестно, по какой цене», — полагает эксперт. По его словам, показательно заявление Александра Шохина — глава РСПП недавно сообщил, что зарубежные компании, продающие российские активы, получают половину от их рыночной стоимости. Что подтвердил и глава Минфина Антон Силуанов: просто так продать активы иностранцам здесь не разрешают. Сначала нужно получить согласие профильного ведомства. И лишь после этого возможна продажа, но с дисконтом не менее чем 50 %.

«Для нас, конечно, важно, чтобы ключевые партнеры не уходили, так как они не только получают прибыль, но еще и делятся своими технологиями, а для иностранцев уход — это финансовые потери. И, как весной писала Financial Times, выход Shell из «Сахалина — 2» грозит стать для британцев кошмарным и потерять компания может до 5 млрд долларов. Зато есть выбор. Когда против России вводили санкции — нам выбора не оставили», — резюмирует аналитик.

КСТАТИ

Япония по дипломатическим каналам выясняет конкретные сроки и другие сопутствующие детали, касающиеся исполнения решения РФ о назначении российского ООО оператором нефтегазового проекта «Сахалин-2», где у компаний Mitsui и Mitsubishi есть доли. Об этом заявил во вторник на пресс-конференции в Токио министр экономики, торговли и промышленности Японии Коити Хагиуда. «В настоящее время по дипломатическим каналам мы просим предоставить объяснение по поводу сроков выполнения президентского указа, инвестиционных условий и других деталей», — сказал он. Хагиуда также отметил, что Япония продолжит прилагать все усилия для защиты стабильных поставок энергоресурсов.

Автор: Александр Казаргин

Источник: Санкт-Петербургские ведомости, 08.07.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики