Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Война затянутых ремней: кто и какой ценой получит последний российский газ

Война затянутых ремней: кто и какой ценой получит последний российский газ

Важнейшие новости, касающиеся дальнейших перспектив экспорта российского природного газа и ситуации на газовом рынке в целом следуют одна за другой, что не совсем типично для летнего сезона. "Прайм" постарался свести воедино поступившую информацию и сделать основные выводы.

НЕФТЕДИКТАТОРЫ

Странам Азии следует "диверсифицировать цепочки поставок энергии и критически важных минералов" для снижения зависимости от России и Китая. Во всяком случае, в этом уверены правящие круги в Вашингтоне и Брюсселе, о чем 12 июля недвусмысленно заявили министр энергетики США Дженнифер Грэнхолм и глава Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль в ходе Сиднейского энергетического форума.

"Мы хотим убедиться, что мы как нации не находимся под давлением нефтедиктаторов, под давлением тех, кто не разделяет наши ценности, давлением тех, кто хотел бы контролировать стратегические аспекты цепочки поставок", — цитирует Reuters главу американского правительства.

Также Грэнхолм и Бироль, сославшись на роль России, указали, что необходимо избегать зависимости от одной страны в обеспечении любой технологией или каким-либо видом топлива.

О роли США в процессах узурпации отдельных сегментов энергетических рынков на примере многолетнего агрессивного навязывания Европе сжиженного природного газа (СПГ) американского происхождения посланница Вашингтона закономерно умолчала. Зато заявила: "нации, которые разделяют одни ценности, развивают наши собственные цепочки поставок — не только ради климата, но ради нашей собственной энергетической безопасности". И основная мысль этого тезиса ясна: она означает безусловный и безальтернативный выбор в пользу энергоносителей из США, которые страны, разделяющие декларируемые Вашингтоном ценности, должны приобретать невзирая на стоимость для своих суверенных экономик.

Впрочем, ни единого намека на неоднозначную роль США на глобальной энергетической карте не озвучил и руководитель МЭА. Однако влиятельный спикер в очередной раз высказался в пользу отказа от ископаемого топлива, отметив, что странам, планирующим в течение следующих нескольких лет новые инвестиции в ископаемые виды топлива, необходимо учитывать климатические и бизнес-риски.

АЛАРМИЗМ

Буквально на днях стало известно, что Европа готовится к полному прекращению поставок природного газа, поступающего по трубопроводу "Северный поток". Во всяком случае, Германия и Франция устами своих высокопоставленных представителей высказались о такой вероятности как о крайне высокой. Причина такого развития событий видится им в стремлении России оказать давление на "европейские локомотивы" в связи с острыми внешнеполитическими противоречиями. Формальным поводом, на взгляд Берлина и Парижа, должна стать приостановка работы объекта 11 июля на плановую профилактику, которая, как они додумывают, рискует превратиться в бессрочный простой.

Однако если Россия прекратит поставки природного газа в Европу, то она сама сыграет в интересах США, указывает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. — "Притом, что на самом деле наш главный противник — это не Западная Европа, — рассуждает эксперт. — А мы нанесем максимальный экономический ущерб именно ей, если подыграем Штатам и ускорим процесс реализации поставок альтернативного СПГ на европейский рынок". Это главный аргумент, уточняет специалист. "Ну и тем самым, вообще-то, мы лишаем себя денег, — говорит он. — Об этом тоже не стоит забывать". Эту ситуацию Симонов называет "войной затянутых ремней".

Третий аргумент, по его словам, заключается в том, что даже "кошмарный" для Европы сценарий полного прекращения поставок российского газа нельзя считать апокалиптическим для европейской экономики. Она получит жесточайший удар, существенно сократится, но не рухнет, убежден эксперт. Допускать такую вероятность, на взгляд Симонова, также неверно, как ошибочно со стороны чиновников в Брюсселе думать, что в России наступит коллапс из-за санкций "коллективного Запада". "Хотя экономический эффект, безусловно, будет колоссальным, — уточняет Симонов. — Уйдут в отставку там Джонсон, Шольц, будет инфляция, будет безработица, закроется уйма предприятий. Ну и что? Европа не перестанет существовать".

Таким образом, России нет никакого смысла прекращать снабжение Европы природным газом. Но и поддаваться давлению, идти на поводу у тех сил, которые пытаются манипулировать темой поставок российских энергоносителей, нет никакого смысла. И ситуация с турбинами для "Северного потока", которые Канада оказалась вынуждена вернуть под нажимом Берлина, наглядно показывает это.

"ПОКА ТИТАНИК ПЛЫВЕТ…"

Однако в случае прекращения или даже сохранения текущих объемов поставок газа из России заместить выпавшие объемы Европе будет нечем, указывают эксперты, и при таком развитии событий алармистская позиция Берлина и Парижа вполне оправданна, указывают специалисты.

Главный аналитик "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексей Кокин напоминает, что в течение июня объемы прокачки по "Северному потоку" уменьшились на 60% — со 170 до 68 млн кубометров в сутки. То есть в период с 17 июня по 11 июля ЕС недополучал более 100 кубометров в сутки. "Но экстренные меры редко бывают эффективными по сравнению с заблаговременными", — предупреждает эксперт.

"Данные по импорту в ЕС за второй квартал 2022 года позволяют предположить, что потенциал замещения российского газа на горизонте ближайших месяцев в основном исчерпан", — рассуждает он. Следующие 10 дней покажут, как будет меняться уровень запасов в подземных хранилищах газа (ПХГ) ЕС, указывает Кокин. "Скорее всего, в случае длительного простоя "Северного потока" некоторым странам Европы придется вводить меры по ограничению потребления", — полагает он.

Власти стран уже обещают, что домохозяйства даже в экстренном случае будут отключать в последнюю очередь — первыми пострадают предприятия, общественные заведения, торговые центры. А страны, у которых заключены с "Газпромом" долгосрочные контракты и которые согласились платить за российский газ в рублях могут практически не опасаться вынужденных отключений. Например, Республика Сербская Босния и Герцеговина — скажем прямо, не ведущая экономика Европы — накануне продлила договор на поставки газа из России. Речь идет о цене около 290 долларов за 1 тысячу кубических метров или немного выше. Для сравнения, спотовые цены на газ в Европе по индексу одного из крупнейших хабов TTF во вторник превышали 1740 долларов за тысячу кубов. Именно по таким ценам придется покупать газ Германии или Франции в случае прекращения или сокращения поставок из РФ.

В свою очередь, на доступности СПГ для европейских потребителей может отразиться замедление темпов ввода новых сжижающих мощностей, указывает эксперт Института развития технологий ТЭК (ИртТЭК) Кирилл Родионов. Он уточняет: в Азии в 2018 году, согласно подсчетам Global Energy Monitor, было введено новых мощностей на 20,6 млн тонн в год, а в 2019 году — 21 млн тонн в год; по итогам 2020 года этот показатель снизился до 13,4 млн тонн в год, а в 2021 году — до 3,2 млн тонн в год. К марту 2022 года в Азии в фазе строительства находились мощности по производству СПГ на 5,8 млн тонн в год, а на предынвестиционной стадии — еще 11 млн тонн. "То есть даже суммарно это меньше, чем объем ввода в 2018-2019 годах", — резюмирует эксперт.

Если свести воедино факторы европейских страхов, стремления США к контролю над распределением энергоносителей не только в Европе, но (как явствует из заявлений в Сиднее) и в Азии, а также перенаправления экспортных потоков СПГ, становится ясно, что мировой энергетический рынок стоит на пороге своего рода "шторма", но насколько "идеального" — вопрос открытый.

Автор: Олег Кривошапов

Источник: ПРАЙМ, 12.07.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики