Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евросоюз загнал себя в угол – страны разделились на два лагеря

Евросоюз загнал себя в угол – страны разделились на два лагеря

Канада всё-таки решила вернуть турбину Siemens, предназначенную для "Северного потока – 1", для этого власти готовы временно снять санкции в отношении оборудования "Газпрома". На доставку турбин морем до ФРГ потребуется около двух недель. Затем агрегаты будут отправлены в Россию. В Берлине могут перевести дыхание. Или нет?

Нет газа – нет промышленности

Сокращение прокачки по "Северному потоку – 1" аж на 60% поставило Германию на грань, без преувеличения будет сказать, экономического коллапса. Если смотреть в годовом выражении, то в июне поставки газа составили всего лишь 45 миллиардов кубометров, против 140 миллиардов годом ранее.

Цена же на газ в Европе подбирается уже к 2000 долларов за тысячу кубометров. А 11 июля "Северный поток – 1" остановили на плановый 10-дневный ремонт. Судя по всему, в этот период европейцы будут выкачивать газ из своих хранилищ.

Если же возвращаться к Германии, то там впервые за 30 лет в стране зафиксирован дефицит торгового баланса. Деиндустриализация Германии идёт полным ходом. Промышленность, инфляция в которой достигла 33,6%, стремительно деградирует.

 

В целом потребление газа в Европе за шесть месяцев из-за высоких цен упало аж на 27 миллиардов кубометров. Предприятия просто не в состоянии обеспечивать необходимую себестоимость продукции. В основном страдают компании химической, металлургической и стекольной отраслей.

Европа раскололась: идут дискуссии на тему "как жить дальше"

Эту тему в программе "Без цензуры" ведущий Никита Комаров обсудил с экспертом по энергетической безопасности Финансового университета при правительстве России Станиславом Митраховичем.

Никита Комаров: В марте в Евросоюзе гордо заявляли о том, что они к концу года готовы сократить потребление нашего русского газа аж на две трети. Вот сейчас идёт две трети. Сейчас даже не конец года, сейчас лето. И Германия просит Канаду нарушить санкции. Канадцы на это соглашаются, чтобы увеличить прокачку по "Северному потоку – 1". Это решение сразу в унисон приветствуют и в Еврокомиссии, и в США. И только Украина снова занимает позу "обиженной стороны".

Действительно ли так всё плохо у них, как мы думаем? Или, может быть, это наши такие придумки, на деле всё обстоит не так, как мы считаем?

Станислав Митрахович: Плохо или не очень – это вопрос субъективной оценки. Если в Германии есть люди, которые считают, что такие ситуации можно выдержать и живут по такому принципу, пусть выдерживают.

Например, в Гамбурге планируется нормировать потребление горячей воды. Горячая вода, особенно за пределами летнего сезона, это нужная или ненужная вещь? Кто-то считает, что без неё можно прожить. Я не уверен, что каждый первый житель Германии готов с этим согласиться. Он может сказать вполне неприятные слова своему начальству, своим политикам по этому поводу.

 

Самое интересное, что в политизации истории с поставками газа обвиняют Россию. Притом, что собственные шаги по уменьшению закупок российских энергоресурсов не воспринимаются как политизация или там оружизация процесса торговли.

Получается, когда Европа пытается сократить поставки энергоресурсов от России, это нормальная ситуация. А когда Россия по каким-то причинам эти поставки сокращает – это уже "форма оружия".

 

Что интересно, прямо сейчас в Евросоюзе ведётся дискуссия, как им жить дальше. Это касается и истории с газом. Есть страны, например, Польша, призывающая ЕС принять седьмой пакет санкций, в котором будет прописано ограничение поставок российского газа.

– Там ещё упоминалось золото. Ещё теоретически могут продовольствие ограничить.

– Тем не менее главным пунктом остаётся газ. И Польша говорит: давайте введём санкции на газ. А Германия в это время возражает: нет, газ нам нужен, пусть Россия поставляет больше газа.

Получается, что в Евросоюзе сложились две противоположные позиции по этому вопросу.

Что касается сокращения поставок, то действительно, в марте Еврокомиссия представила план сокращения потребления газа из России на две трети. Как это связано с выполнением контрактов, никого не интересует. Сейчас все дошли до той стадии, когда контракты стали неважны. Однако когда Россия, к примеру, не может выполнить свои контрактные обязательства из-за сокращения прокачки через "Северный поток – 1", то тут сразу же вспоминают о контрактах.

 

Потом у Евросоюза появился другой план – сократить потребление на треть. Это можно сделать ценой отказа от промышленного роста в ряде отраслей, которые уже упоминались. Косвенно это затрагивает и машиностроение, потому что оно работает на электричестве, а электричество отчасти производится на газе. 

В условиях высоких цен невозможно развивать производство

– Но в машиностроении всё-таки более высокая добавленная стоимость. А доля электричества не такая большая, как, скажем, в металлургии. Но, тем не менее, это тоже имеет место.

– А цены на электричество феноменальные. Как в условиях таких цен можно вообще развивать нормальное производство, совершенно непонятно. А погодные факторы такие, что электричества из возобновляемых источников в какие-то дни может просто не хватить.

В силу прерывистости их работы в какие-то моменты приходится закупать больше газа. Соответственно, это подняло цены и на газ, и на электричество до уровней, которые вообще не способствуют нормальному экономическому развитию.

 

– Тем более летом.

– Да, совершенно верно. Но зимой ситуация может стать ещё хуже. Сейчас, даже если "Северный поток – 1" снова начнёт работать на полную мощность, всё равно поставки газа через Украину сокращены, а по трубопроводу "Ямал – Европа" вообще не идут. Значит, падение год от года в июне будет примерно на треть.

– Скорее, даже на две трети.

– Может быть, ситуация по "Северному потоку – 1" и выправится где-нибудь в ближайшие месяцы. Но я с трудом могу представить, что Россия продолжит качать газ через Украину в бо́льшем объёме, чем качала несколько последних месяцев.

Также трудно представить, что возобновятся поставки газа через Польшу, учитывая, что поляки фактически национализировали газпромовские активы.

Источник: Царьград, 13.07.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики