Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Ковыкта - актив с будущим

Ковыкта - актив с будущим

Состоялся аукцион по оператору Ковыктинского месторождения «РУСИА-Петролеум». Определилась судьба Ковыктинского месторождения. Всё-таки победителем оказался Газпром, который вместе с имуществом «РУСИА-Петролеум» получит и лицензию на разработку Ковыкты.

Многолетняя история завершилась именно так, как мы и предполагали. Если бы лицензию передали «Роснефтегазу», т.е. «Роснефти», это означало бы достаточно серьезные изменения на российском газовом рынке, поскольку очевидно, что «Роснефть» лицензию на Ковыкту использовало бы для лоббирования прямого пути экспорта в Китай, учитывая, что она уже владеет Ванкорским месторождением, где есть попутный газ, а также Хрампурским, откуда тоже возможны поставки газа в КНР. То есть у «Роснефти» появился бы очень мощный газовый «кулак» с прицелом на Китай. Газпром же в этом вопросе отличает известная настороженность: на Ковыкте газ будет самым дешевым в добыче во всей Восточной Сибири. Осторожность Газпрома понятна. Если, например, мы предлагаем Китаю газ с Ковыкты, то у Поднебесной есть соблазн использовать формулу «затраты +» для определения стоимости поставок газа. То есть Пекин будет предлагать взять цену этого газа на скважине, прибавить стоимость транспортировки и накинуть какую-то маржу нам «на орехи». Нас этот подход не очень устраивает. Если мы берем формулу «затраты +», то надо тогда, конечно, брать Чаянду, где добыча будет гораздо дороже, а не Ковыкту.

Очень важный момент связан с тем, что если газ на европейском рынке будет дорожать, то в принципе вполне возможны поставки газа в Европу с Ковыкты. Такие проекты есть. Поэтому не стоит горячиться с этим месторождением. В том, что Газпром предлагает отнести разработку этого месторождения на 2018 год, есть логика. Если мы начнем сломя голову пристраивать ковыктинский газ в Китай, мы дадим Пекину очень серьезный аргумент против себя в ценовых спорах. Имея под боком такой запас, нам проще будет и с Европой договариваться, отвечая на их вопрос об источнике газа. Ковыкта – это очень хороший актив.

Наши господа олигархи – российские совладельцы компании ТНК-ВР показали, что иногда упертость приводит к финансовым потерям. По негласной информации, Газпром предлагал когда-то 800 млн долларов за Ковыкту, что, понятно, гораздо больше суммы в 22,3 млрд. рублей, которую в итоге заплатили за активы «РУСИА-Петролеум». Протянули время, пожадничали – и в конечном итоге проиграли в деньгах.   

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики