Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за февраль 2011 г.

Топ-лист событий за февраль 2011 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за февраль 2011 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Революция в Ливии и ситуация в арабском мире

    С одной стороны, Ливия - это 1,8% мировой добычи нефти, поэтому выбытие ее мощностей ни к чему страшному не приведет. Саудовская Аравия с лихвой это компенсирует. Вопрос в том, закончится ли все на Ливии. События по аналогичному сценарию могут начать развиваться в Алжире, Йемене и Бахрейне. Это создает риски не только добычному сегменту, но и сегменту перевозок. А что будет, если революционные события дойдут и до Саудовской Аравии? Уж ее-то точно заменить на этом рынке будет невозможно. Таким образом, страшна не сама Ливия, а инерция, «принцип домино». Фактически это прямое повторение 1991 года, когда рухнул не только Советский Союз, а целый геополитический блок государств. Теперь такой же распад идет в арабском мире. Для России рост цен на нефть выгоден, но если все это превратится в глобальный хаос, то, может быть, в худшем сценарии нефть уже будет некому продавать и тогда выигравших от этого сценария не будет.

  2. Визит Путина в Брюссель

    Формально визит Путина был приурочен к вступлению в силу «третьего энергопакета». Теперь повестка дня в наших отношениях с ЕС поменялась, ведь раньше всем казалось, что Россию изгоняют с этого рынка и все у Европы «в шоколаде». Европейцы ожидали, что будет несколько лет конкуренции со стороны производителей газа. Но теперь появились проблемы со снабжением газом и появлением нового газа на рынке ЕС. И «третий пакет» теперь по-другому выглядит: он хорош, когда у вас конкуренция на входе, много газа, а когда у вас газа мало, то «третий пакет» для покупателя уже и не так волшебен.

  3. Совещание правительства по итогам работы ТЭК в 2010 г. и текущим проблемам отрасли

    Это совещание запомнилось двумя моментами: обсуждением ситуации на внутреннем рынке топлива и идеей либерализации доступа к газопроводной системе. По либерализации ничего принципиально нового не прозвучало. Еще в октябре 2010 г. было подписано постановление правительства о раскрытии информации о наличии свободных мощностей в газотранспортной системе. Т.е. об этом говорилось достаточно давно. Владимир Путин последовательно продолжает эту линию. Ясно, что в выигрыше оказываются независимые производители газа, такие как НОВАТЭК и «Роснефть», которым всегда тяжело давалось вхождение в ГТС. Не стоит трактовать критику, прозвучавшую на совещании правительства как демонстрацию недоверия к Газпрому.

  4. Активизация ФАС по борьбе с картелями на внутреннем рынке топлива

    Как только ФАС видит поддержку Путина, так она сразу бросается в атаку и начинает трясти наши компании. Но гора обычно рождает мышь. Например, в прошлом году Игорь Артемьев тоже обещал «русское дело Standart Oil», но никакого «русского дела» не было, все закончилось мировыми соглашениями и штрафами в размере 1% от оборота. То есть пока ФАС не знает, как на самом деле побороть картельный сговор и цены останавливаются прямыми указаниями Путина, а дальше по любому поводу новый рост цен. Может быть, до выборов этот вопрос как-то будет регулироваться, а дальше ситуация все равно будет такой же - цены все равно будут расти. Пока не появится независимая нефтепереработка, ничего у нас на внутреннем рынке топлива не изменится.

  5. Продолжение обсуждения новой налоговой системы

    Обсуждение концепции «60-66» продолжалось весь февраль. Эта программа предусматривает снижение экспортной пошлины, прежде всего, на экспорт сырой нефти. Когда нефтяники отвечают на вопрос «почему у нас такой дорогой бензин?», они говорят, что с них берут очень большие налоги, и предлагают уменьшить им налоговое бремя, чтобы они могли что-то сделать на внутреннем рынке. Снизить экспортную пошлину – это основной налог – значит полностью отказаться от идеи развития нефтепереработки. То есть мы возвращаемся к поставкам сырой нефти, фактически отказываемся от идеи переработки нефти на внутреннем рынке. Не случайно российские компании активно приобретают нефтеперерабатывающие компании в Европе, забывая о том, что когда-то говорили о необходимости развития отечественной нефтепереработки. Эта тема снята с повестки дня.

  6. «Роснефть» объявила о создании нефтетрейдера в Швейцарии

    Эта история еще раз показывает, что главные деньги все равно получаются там, где нефть продается. У нас главное внимание обычно уделяется борьбе за добывающие активы, а на самом деле очень серьезные процессы происходят в сегменте продаж. Не секрет, что владелец Gunvor Геннадий Тимченко и вице-премьер Игорь Сечин, который имеет очень серьезное влияние на «Роснефть», принадлежат совершенно разным аппаратным кланам. Понятно, что задача «Роснефти» – убрать Gunvor из этой системы. Официальные заявления, что, дескать, Gunvor не пострадает, а мы будем продавать нефть на новые заводы в Германии, которые «Роснефть» получила, это не совсем так, потому что в «Роснефти» нет физического объема, чтоб просто нарастить экспорт в Европу на 10 млн тонн. Эту нефть просто неоткуда взять, если учесть, что «Роснефть» еще увеличивает поставки нефти в Китай. Так что мы явились свидетелями очередного этапа аппаратных войн за трейдинг, и он далеко не последний.

  7. Подача со стороны ААР искового заявления в суд об аннулировании сделки ВР и «Роснефти»

    Совершенно неожиданно в эту историю вмешались российские акционеры. Теперь все гадают, чего это вдруг российские акционеры ААР решили сорвать сделку, которая совершенно очевидно нужна самому Путину. Вариантов два: либо они настолько круты, что Путина не боятся, либо же здесь более тонкие интересы. Кстати, последние инициативы позволяют сделать вывод, что, возможно, ААР использовалась и российскими властями для того, чтобы выбить у ВР еще немного акций. Судя по последней информации, ТНК-ВР предлагает выкупить еще 5% ВР. И эти акции потом поменять на акции «Роснефти». То есть ВР предлагается еще 5% акций отдать российской стороне. Возможно, в этом и есть причина такого агрессивного поведения ААР.

  8. Предложение Алексея Миллера продавать газ промышленным предприятиям Украины по внутрироссийской цене в случае слияния Газпрома и Нафтогаза

    Это предложение достаточно новое. Раньше Газпром предлагал продавать газ только населению Украины по внутрироссийским ценам, теперь речь уже зашла и о промышленных предприятиях. «Пряников» для Украины становится все больше, но Киев по-прежнему оказывает сопротивление и снова вспоминает и про СПГ-терминал, и американцев пытается привлечь, и заявляет про шельфовые проекты. То есть вроде бы и понятно им, что трубу надо отдавать, но все равно канючат и пытаются вставлять палки в колеса. Деваться Украине некуда. Скорее всего, вопрос все же решится в пользу России до конца этого года.

  9. Заявление Сергея Шматко о возможном выходе из проекта Бургас-Александруполис

    Этот проект пал жертвой нашей новой дружбы с Турцией. Если раньше мы пытались полностью или частично избавиться от Турции при транспортировке нашей нефти из Черного моря в Средиземное, то теперь мы решили избавиться от нее, построив по ее территории нефтепровод. Теперь будет реализован проект Самсун-Джейхан, который соединяет черноморское побережье Турции с ее средиземноморским побережьем. Конечно, идея политически опасная, особенно если учесть те политические процессы, которые сейчас идут в Турции, ведь это прежде всего мусульманская страна и об этом забывать не стоит.

  10. Заявления Лукойла о перспективах резкого роста добычи в Ираке

    Подтвердилась тенденция, что Лукойл уже фактически махнул рукой на развитие российских проектов и выискивает новые проекты за рубежом. Эта тактика странна по двум причинам: кто будет заниматься Россией? Какой смысл инвестировать деньги за рубежом, если у вас огромные запасы внутри страны? И второе - деньги вкладываются в политически рискованные страны. Напомним, что недавно выдающаяся была сделка по углеводородам Elefant, когда буквально за несколько дней до гражданской войны в Ливии Газпром заключил соглашение по вхождению в ливийский проект, который теперь, естественно, остановлен будет на долгий период. Зачем мы с таким упорством лезем в политически нестабильные страны, непонятно и удивительно. Лукойл эту политику проводит целенаправленно.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики