Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за февраль 2011 г.

Топ-лист событий за февраль 2011 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за февраль 2011 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Революция в Ливии и ситуация в арабском мире

    С одной стороны, Ливия - это 1,8% мировой добычи нефти, поэтому выбытие ее мощностей ни к чему страшному не приведет. Саудовская Аравия с лихвой это компенсирует. Вопрос в том, закончится ли все на Ливии. События по аналогичному сценарию могут начать развиваться в Алжире, Йемене и Бахрейне. Это создает риски не только добычному сегменту, но и сегменту перевозок. А что будет, если революционные события дойдут и до Саудовской Аравии? Уж ее-то точно заменить на этом рынке будет невозможно. Таким образом, страшна не сама Ливия, а инерция, «принцип домино». Фактически это прямое повторение 1991 года, когда рухнул не только Советский Союз, а целый геополитический блок государств. Теперь такой же распад идет в арабском мире. Для России рост цен на нефть выгоден, но если все это превратится в глобальный хаос, то, может быть, в худшем сценарии нефть уже будет некому продавать и тогда выигравших от этого сценария не будет.

  2. Визит Путина в Брюссель

    Формально визит Путина был приурочен к вступлению в силу «третьего энергопакета». Теперь повестка дня в наших отношениях с ЕС поменялась, ведь раньше всем казалось, что Россию изгоняют с этого рынка и все у Европы «в шоколаде». Европейцы ожидали, что будет несколько лет конкуренции со стороны производителей газа. Но теперь появились проблемы со снабжением газом и появлением нового газа на рынке ЕС. И «третий пакет» теперь по-другому выглядит: он хорош, когда у вас конкуренция на входе, много газа, а когда у вас газа мало, то «третий пакет» для покупателя уже и не так волшебен.

  3. Совещание правительства по итогам работы ТЭК в 2010 г. и текущим проблемам отрасли

    Это совещание запомнилось двумя моментами: обсуждением ситуации на внутреннем рынке топлива и идеей либерализации доступа к газопроводной системе. По либерализации ничего принципиально нового не прозвучало. Еще в октябре 2010 г. было подписано постановление правительства о раскрытии информации о наличии свободных мощностей в газотранспортной системе. Т.е. об этом говорилось достаточно давно. Владимир Путин последовательно продолжает эту линию. Ясно, что в выигрыше оказываются независимые производители газа, такие как НОВАТЭК и «Роснефть», которым всегда тяжело давалось вхождение в ГТС. Не стоит трактовать критику, прозвучавшую на совещании правительства как демонстрацию недоверия к Газпрому.

  4. Активизация ФАС по борьбе с картелями на внутреннем рынке топлива

    Как только ФАС видит поддержку Путина, так она сразу бросается в атаку и начинает трясти наши компании. Но гора обычно рождает мышь. Например, в прошлом году Игорь Артемьев тоже обещал «русское дело Standart Oil», но никакого «русского дела» не было, все закончилось мировыми соглашениями и штрафами в размере 1% от оборота. То есть пока ФАС не знает, как на самом деле побороть картельный сговор и цены останавливаются прямыми указаниями Путина, а дальше по любому поводу новый рост цен. Может быть, до выборов этот вопрос как-то будет регулироваться, а дальше ситуация все равно будет такой же - цены все равно будут расти. Пока не появится независимая нефтепереработка, ничего у нас на внутреннем рынке топлива не изменится.

  5. Продолжение обсуждения новой налоговой системы

    Обсуждение концепции «60-66» продолжалось весь февраль. Эта программа предусматривает снижение экспортной пошлины, прежде всего, на экспорт сырой нефти. Когда нефтяники отвечают на вопрос «почему у нас такой дорогой бензин?», они говорят, что с них берут очень большие налоги, и предлагают уменьшить им налоговое бремя, чтобы они могли что-то сделать на внутреннем рынке. Снизить экспортную пошлину – это основной налог – значит полностью отказаться от идеи развития нефтепереработки. То есть мы возвращаемся к поставкам сырой нефти, фактически отказываемся от идеи переработки нефти на внутреннем рынке. Не случайно российские компании активно приобретают нефтеперерабатывающие компании в Европе, забывая о том, что когда-то говорили о необходимости развития отечественной нефтепереработки. Эта тема снята с повестки дня.

  6. «Роснефть» объявила о создании нефтетрейдера в Швейцарии

    Эта история еще раз показывает, что главные деньги все равно получаются там, где нефть продается. У нас главное внимание обычно уделяется борьбе за добывающие активы, а на самом деле очень серьезные процессы происходят в сегменте продаж. Не секрет, что владелец Gunvor Геннадий Тимченко и вице-премьер Игорь Сечин, который имеет очень серьезное влияние на «Роснефть», принадлежат совершенно разным аппаратным кланам. Понятно, что задача «Роснефти» – убрать Gunvor из этой системы. Официальные заявления, что, дескать, Gunvor не пострадает, а мы будем продавать нефть на новые заводы в Германии, которые «Роснефть» получила, это не совсем так, потому что в «Роснефти» нет физического объема, чтоб просто нарастить экспорт в Европу на 10 млн тонн. Эту нефть просто неоткуда взять, если учесть, что «Роснефть» еще увеличивает поставки нефти в Китай. Так что мы явились свидетелями очередного этапа аппаратных войн за трейдинг, и он далеко не последний.

  7. Подача со стороны ААР искового заявления в суд об аннулировании сделки ВР и «Роснефти»

    Совершенно неожиданно в эту историю вмешались российские акционеры. Теперь все гадают, чего это вдруг российские акционеры ААР решили сорвать сделку, которая совершенно очевидно нужна самому Путину. Вариантов два: либо они настолько круты, что Путина не боятся, либо же здесь более тонкие интересы. Кстати, последние инициативы позволяют сделать вывод, что, возможно, ААР использовалась и российскими властями для того, чтобы выбить у ВР еще немного акций. Судя по последней информации, ТНК-ВР предлагает выкупить еще 5% ВР. И эти акции потом поменять на акции «Роснефти». То есть ВР предлагается еще 5% акций отдать российской стороне. Возможно, в этом и есть причина такого агрессивного поведения ААР.

  8. Предложение Алексея Миллера продавать газ промышленным предприятиям Украины по внутрироссийской цене в случае слияния Газпрома и Нафтогаза

    Это предложение достаточно новое. Раньше Газпром предлагал продавать газ только населению Украины по внутрироссийским ценам, теперь речь уже зашла и о промышленных предприятиях. «Пряников» для Украины становится все больше, но Киев по-прежнему оказывает сопротивление и снова вспоминает и про СПГ-терминал, и американцев пытается привлечь, и заявляет про шельфовые проекты. То есть вроде бы и понятно им, что трубу надо отдавать, но все равно канючат и пытаются вставлять палки в колеса. Деваться Украине некуда. Скорее всего, вопрос все же решится в пользу России до конца этого года.

  9. Заявление Сергея Шматко о возможном выходе из проекта Бургас-Александруполис

    Этот проект пал жертвой нашей новой дружбы с Турцией. Если раньше мы пытались полностью или частично избавиться от Турции при транспортировке нашей нефти из Черного моря в Средиземное, то теперь мы решили избавиться от нее, построив по ее территории нефтепровод. Теперь будет реализован проект Самсун-Джейхан, который соединяет черноморское побережье Турции с ее средиземноморским побережьем. Конечно, идея политически опасная, особенно если учесть те политические процессы, которые сейчас идут в Турции, ведь это прежде всего мусульманская страна и об этом забывать не стоит.

  10. Заявления Лукойла о перспективах резкого роста добычи в Ираке

    Подтвердилась тенденция, что Лукойл уже фактически махнул рукой на развитие российских проектов и выискивает новые проекты за рубежом. Эта тактика странна по двум причинам: кто будет заниматься Россией? Какой смысл инвестировать деньги за рубежом, если у вас огромные запасы внутри страны? И второе - деньги вкладываются в политически рискованные страны. Напомним, что недавно выдающаяся была сделка по углеводородам Elefant, когда буквально за несколько дней до гражданской войны в Ливии Газпром заключил соглашение по вхождению в ливийский проект, который теперь, естественно, остановлен будет на долгий период. Зачем мы с таким упорством лезем в политически нестабильные страны, непонятно и удивительно. Лукойл эту политику проводит целенаправленно.


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики