Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» из-за ремонта останавливает вторую турбину Siemens

«Газпром» из-за ремонта останавливает вторую турбину Siemens

С 27 июля, после остановки, объемы прокачки газа по «Северному потоку—1» сократятся до 33 миллионов кубометров в сутки. А приключения первой турбины, возвращенной из Канады, продолжаются

«Газпром» останавливает еще одну турбину Siemens. Это связано с окончанием срока межремонтной наработки до капитального ремонта, сообщили в компании. После остановки турбины, с 27 июля, прокачка газа по «Северному потоку—1» сократится примерно в два раза от нынешнего уровня — до 33 миллионов кубометров в сутки. Это около 20% от плановой мощности трубы.

Что же касается первой турбины, которая из-за санкций задержалась в Канаде, то «Газпром» ее так и не получил. Она прилетела самолетом в Германию. «Газпром» сначала заявлял, что не получил документы, позволяющие установить оборудование, сегодня в корпорации сообщили, что документы получены, но к ним остались вопросы. При этом в Германии заявляли, что так и не получили от России документы, позволяющие транспортировать оборудование по нашей территории. Также стало известно, что из-за бюрократических проблем турбина не попала на субботний паром в Хельсинки, откуда она должна была проследовать в Россию.

На этом фоне в Европе снова взлетели цены на газ, превысив 1860 долларов за тысячу кубометров. Ситуацию комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

— Там восемь турбин, шесть из них мощные, две средней мощности, их минимум три требовали ремонта, одна из них не приехала из Канады до сих пор, застряла где-то в Германии. У еще одной сроки также подходят, так что эта история только начинается. Была бы нормальная ситуация в плане отношений с Европой, одна компания, в данном случае «Газпром», могла бы пойти на уступки или навстречу своим партнерам, а в этой ситуации, когда против самого «Газпрома» вводятся меры, его активы национализируют, почему он должен торопиться решать проблемы, которые воспринимаются как чужие проблемы в первую очередь? То есть проблемы «Газпрома» долгосрочные, что он теряет деньги, а проблемы партнеров здесь и сейчас. Мне это напоминает историю с итальянской забастовкой, то есть мы все делаем по процедуре, но если делать все по процедуре, то на самом деле все будет тянуться. Вот это ровно сейчас что и происходит. Так что ЕС и конкретно компаниям придется дальше готовиться к сокращению потребления и к экстраординарным мерам вплоть до вмешательства государства, национализации каких-то компаний, их долей с долгами. Вот сейчас компания Uniper ровно в таком положении находится.

— Как можно видеть развитие ситуации? Где могут ремонтировать оставшиеся турбины останавливаемые? Siemens обязательно это делать в Канаде?

— Турбины Siemens, используемые в проекте, это в девичестве турбины Rolls-Royce, Siemens эти турбины выкупил. Да, они изначально предполагались в том числе и для использования в авиации, потом были переработаны для газовой индустрии. Поскольку в те времена других турбин не было возможности поставить, то Россия, конечно, согласилась. По документам именно Siemens отвечает за их обслуживание, он обслуживает их на том конкретном заводе, где Siemens удобно, где для этого есть все оборудование. Так вот просто другой завод найти или оборудовать без экстраординарных событий — вряд ли Siemens на это пойдет. Так что пусть договариваются о сроках возвращения турбин в Канаду, проведения там профилактического ремонта, возвращения в Россию. В процессе будут перекладывать стороны друг на друга ответственность, Siemens говорит, что «Газпром» не все документы подал, которые необходимы, «Газпром» говорит, что Siemens не все документы предоставил, ну такая итальянская забастовка. Формально у России есть все объяснения тому, что происходит, есть контракт, по контракту Siemens должен делать ремонт, Siemens его не делает из-за санкций Запада, значит, это форс-мажор — санкции Запада, объяснения понятны. Что касается сроков, которые необходимы для того, чтобы турбину довезти, думаю, в пределах где-то десяти дней это должно произойти. Давайте посмотрим, не захочет ли Ростехнадзор какой-нибудь очень внимательно смотреть, нет ли каких-нибудь закладок или еще в этих турбинах, учитывая, что она приехала после ремонта в недружественном государстве. Если уж по-хорошему смотреть, думаю, в пределах десяти дней должны поставить, и «Северный поток» опять выйдет в работу на 40% мощности, но 40 — это опять не 100. Кроме того, у нас другие маршруты стоят. По сути, Польша уже не работает, через Украину сокращен и так далее.

— Все-таки цены на газ в Европе скакнули, но не так чтобы критично. А в целом эта ситуация насколько критична, на что еще остается надеяться Европе?

— Сейчас лето, сейчас есть понятие летнего пика потребления из-за работы кондиционеров в ряде стран, но летом все равно ситуация гораздо проще, чем зимой, поэтому летом они могут даже продержаться без существенного обвала промышленности, хотя уже сейчас идет ограничение на работу промышленных мощностей, химическая компания BASF уже сокращает свои мощности, с прошлого года произошло сокращение выработки алюминия, цинка, писчей бумаги, многих других вещей в Европе. Но сейчас этот процесс будет постепенно ускоряться, им придется еще больше ограничений вводить, и тут уже выяснится, что не все так готовы вводить ограничения, как Еврокомиссия предлагает. 

Страны ЕС пытаются смягчить план Еврокомиссии о снижении на 15% закупки и потребления российского газа. Во вторник на эту тему состоится внеочередной совет министров энергетики ЕС. По данным Financial Times, некоторые страны — члены союза разработали свои предложения по этому поводу. В частности, они предлагают учитывать степень зависимости каждой страны от российского газа и объемы газа в хранилищах.

Проект документа также предлагает сделать требования плана обязательными только в том случае, если так называемый режим угрозы объявят пять стран. Решение должны будут поддержать большинство членов ЕС. Греция и Польша уже открыто выступили против плана ЕК по сокращению потребления газа.

Источник: BFM.RU, 25.07.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики