Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкции против российской нефти дошли до абсурда

Санкции против российской нефти дошли до абсурда

Похоже, что Евросоюз устал бороться с наличием российской нефти в различных смесях. Теперь до официального введения эмбарго на поставки из РФ импортерам рекомендуется указывать точный состав поставляемого сырья. Но, как известно, к советам бизнесмены не всегда прислушиваются.

В«Официальном журнале ЕС» в среду, появилась просьба-обращение к местным компаниям-импортерам прописывать в своих контрактах пункт об отсутствии российской нефти в поставках, в том числе в различных смесях. При этом экспортеры в данном случае несут договорную ответственность за любые неверные заявления.

Практика продажи смесей никуда не уйдет

В документе подчеркивается, что «экономическим операторам, занимающимся импортом сырой нефти и/или нефтепродуктов, рекомендуется принять все необходимые меры должной осмотрительности, чтобы гарантировать, что сырая нефть, находящаяся под санкциями в отношении России, не будет импортирована, даже если она смешана с большей частью нефти, происходящей из третьей страны, и доказать, что это так, за исключением случаев, когда точная доля продукта, происходящего не из России, не может быть четко продемонстрирована национальным органам государства-члена». Делать это предлагается при помощи документов о происхождение нефти, а также с помощью химических анализов.

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович заметил, что до 5 декабря 2022 года — даты полного запрета на импорт российской нефти — некоторые импортеры могут подобные «советы» попросту игнорировать. Ну а как будет происходить контроль за нефтью и составом смесей после введения эмбарго, до сих пор неизвестно.

«Я думаю, что все будет происходить в зависимости от того, как европейцы сами будут смотреть на собственные правила: внимательно или сквозь пальцы. Если будут пристально наблюдать, то вероятно, могут создать специальную систему контроля. Например, если какой-то танкер загрузил нефть, но у него нет подтверждения, что она не российская, и его просто не пропустят. Хотя, скорее всего, нефть из РФ будет попадать на европейский рынок даже после 5 декабря. В ином случае — будет переориентирована на другие регионы мира», — заявил он «Эксперту». 

При этом для российских нефтяных компаний практика продажи смесей не всегда выгодна, считает Станислав Митрахович. Чтобы топливо из РФ было смешано с другими сортами, экспортерам требуется проводить дополнительные манипуляции и платить посредникам.

«Однако провести такую операцию можно. Как пример — иранскую нефть не удалось “задушить” полностью, она куда-то поставляется. Попадает ли иранская нефть на европейский рынок — сказать сложно, никто в этом официально не признается, косвенные методы анализа являются приблизительными», — подчеркнул он.

Станислав Митрахович напомнил, что, если европейские импортеры не будут учитывать рекомендацию ЕС, остается еще и самосанкционирование трейдеров. «Трейдерская компания или ее подразделение может не использовать российскую нефть, а применять смесь с ее наличием. Но из-за общественного давления та же Shell, например, от такой практики отказалась, хотя по факту ничего не нарушала. С другой стороны, подобную инициативу легко могут перенять другие компании, которые не находятся под столь пристальным вниманием», — резюмировал он.

ЕС ослабляет санкционные тиски

В то же время ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков напомнил: заявления ЕС о том, что импортировать российскую нефть в составе смеси будет запрещено, были и раньше. Тогда европейские власти утверждали, что смешение нескольких сортов не станет «лазейкой» для импортеров, однако подобная схема все равно использовалась. В качестве примера можно привести «латвийскую смесь», в состав которой входило до 49% российской нефти и 51% другого (чаще всего — норвежского) топлива.

«Однако, если российскую нефть смешали, потом указали, что доля таковой есть, то, соответственно, танкер можно будет разгружать, оставив на борту “российскую” часть груза исходя из указанного объема. И в какой–то степени — это даже послабление, потому что раньше в ЕС говорили, что если хотя бы капля российской нефти попала, то продавать смесь нельзя», — отметил он, добавив, что вероятнее всего, к прочим нефтепродуктам будет применяться то же правило.

Игорь Юшков уверен, что выяснять состав смеси будут исключительно по документам. «Конечно, никто не будет никакие анализы проводить, потому что к у каждого танкера должны иметься сопроводительные документы. Если придираться, можно, конечно, полностью установить, откуда и что взялось. Да, компании будут нести ответственность, но по факту, их попросту запугивают вторичными санкциями. И планируют вменять им именно нарушение санкционного режима, распространяя штрафы», — подчеркнул он.

Таким образом, ЕС фактически рассчитывает на то, что импортеры будут бояться возможности быть пойманными на закупках российской нефти, и что штрафы регуляторов будут выше, чем заработки от продажи сырья из РФ.

«И тут действительно все сводится к стараниям европейцев. Конечно, часть российской нефти все равно будет поступать на рынок, просто будут подделывать документы. Тот, кто и так занимался всякими подсанкционными действиями и контрабандой, будет и дальше это делать. Просто по-другому оформлять. Российского сырья в танкере 100%, а он укажет в бумагах, что 1% — вот и все», — подытожил эксперт.

Остается вопрос, готова ли Европа к ответному экономическому удару, который будет нанесен даже не Россией, а конъюнктурой мирового рынка. Несмотря на то, что, потеряв европейских покупателей, РФ, возможно, будет зарабатывать на нефти меньше, чем могла бы, эмбарго приведет к дальнейшему повышению цен на данный вид сырья для европейцев. Отказавшись от импорта из России, ЕС перетянет на себя ближневосточных и африканских производителей нефти, поставки из РФ окончательно перенаправятся в Азию. Россия получит новые рынки, которые, в принципе, в последние несколько месяцев уже активно разрабатывались, ЕС — сложнейшие цепочки поставок из не слишком оптимальных источников. Но как говорится, «борец со смесями» платит дважды.

Автор: Екатерина Кобиц

Источник: Expert.ru, 03.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики