В«Официальном журнале ЕС» в среду, появилась просьба-обращение к местным компаниям-импортерам прописывать в своих контрактах пункт об отсутствии российской нефти в поставках, в том числе в различных смесях. При этом экспортеры в данном случае несут договорную ответственность за любые неверные заявления.
Практика продажи смесей никуда не уйдет
В документе подчеркивается, что «экономическим операторам, занимающимся импортом сырой нефти и/или нефтепродуктов, рекомендуется принять все необходимые меры должной осмотрительности, чтобы гарантировать, что сырая нефть, находящаяся под санкциями в отношении России, не будет импортирована, даже если она смешана с большей частью нефти, происходящей из третьей страны, и доказать, что это так, за исключением случаев, когда точная доля продукта, происходящего не из России, не может быть четко продемонстрирована национальным органам государства-члена». Делать это предлагается при помощи документов о происхождение нефти, а также с помощью химических анализов.
Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович заметил, что до 5 декабря 2022 года — даты полного запрета на импорт российской нефти — некоторые импортеры могут подобные «советы» попросту игнорировать. Ну а как будет происходить контроль за нефтью и составом смесей после введения эмбарго, до сих пор неизвестно.
«Я думаю, что все будет происходить в зависимости от того, как европейцы сами будут смотреть на собственные правила: внимательно или сквозь пальцы. Если будут пристально наблюдать, то вероятно, могут создать специальную систему контроля. Например, если какой-то танкер загрузил нефть, но у него нет подтверждения, что она не российская, и его просто не пропустят. Хотя, скорее всего, нефть из РФ будет попадать на европейский рынок даже после 5 декабря. В ином случае — будет переориентирована на другие регионы мира», — заявил он «Эксперту».
При этом для российских нефтяных компаний практика продажи смесей не всегда выгодна, считает Станислав Митрахович. Чтобы топливо из РФ было смешано с другими сортами, экспортерам требуется проводить дополнительные манипуляции и платить посредникам.
«Однако провести такую операцию можно. Как пример — иранскую нефть не удалось “задушить” полностью, она куда-то поставляется. Попадает ли иранская нефть на европейский рынок — сказать сложно, никто в этом официально не признается, косвенные методы анализа являются приблизительными», — подчеркнул он.
Станислав Митрахович напомнил, что, если европейские импортеры не будут учитывать рекомендацию ЕС, остается еще и самосанкционирование трейдеров. «Трейдерская компания или ее подразделение может не использовать российскую нефть, а применять смесь с ее наличием. Но из-за общественного давления та же Shell, например, от такой практики отказалась, хотя по факту ничего не нарушала. С другой стороны, подобную инициативу легко могут перенять другие компании, которые не находятся под столь пристальным вниманием», — резюмировал он.
ЕС ослабляет санкционные тиски
В то же время ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков напомнил: заявления ЕС о том, что импортировать российскую нефть в составе смеси будет запрещено, были и раньше. Тогда европейские власти утверждали, что смешение нескольких сортов не станет «лазейкой» для импортеров, однако подобная схема все равно использовалась. В качестве примера можно привести «латвийскую смесь», в состав которой входило до 49% российской нефти и 51% другого (чаще всего — норвежского) топлива.
«Однако, если российскую нефть смешали, потом указали, что доля таковой есть, то, соответственно, танкер можно будет разгружать, оставив на борту “российскую” часть груза исходя из указанного объема. И в какой–то степени — это даже послабление, потому что раньше в ЕС говорили, что если хотя бы капля российской нефти попала, то продавать смесь нельзя», — отметил он, добавив, что вероятнее всего, к прочим нефтепродуктам будет применяться то же правило.
Игорь Юшков уверен, что выяснять состав смеси будут исключительно по документам. «Конечно, никто не будет никакие анализы проводить, потому что к у каждого танкера должны иметься сопроводительные документы. Если придираться, можно, конечно, полностью установить, откуда и что взялось. Да, компании будут нести ответственность, но по факту, их попросту запугивают вторичными санкциями. И планируют вменять им именно нарушение санкционного режима, распространяя штрафы», — подчеркнул он.
Таким образом, ЕС фактически рассчитывает на то, что импортеры будут бояться возможности быть пойманными на закупках российской нефти, и что штрафы регуляторов будут выше, чем заработки от продажи сырья из РФ.
«И тут действительно все сводится к стараниям европейцев. Конечно, часть российской нефти все равно будет поступать на рынок, просто будут подделывать документы. Тот, кто и так занимался всякими подсанкционными действиями и контрабандой, будет и дальше это делать. Просто по-другому оформлять. Российского сырья в танкере 100%, а он укажет в бумагах, что 1% — вот и все», — подытожил эксперт.