Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Япония попросила оставить долю в «Сахалине-2» своим компаниям

Япония попросила оставить долю в «Сахалине-2» своим компаниям

Токио не видит альтернативы совместному с Россией проекту

Правительство Японии просит национальные компании Mitsui и Mitsubishi сохранить участие в проекте «Сахалин-2». Об этом заявил министр экономики Страны восходящего солнца Коити Хагиуда. Такая новость подтверждает простую и давнюю истину: Токио ни при каких обстоятельствах не намерен расставаться с безальтернативным для него проектом, который обеспечивает страну стабильными поставками относительно недорогого сырья.

По словам Коити Хагиуда, он уже лично обратился с соответствующей просьбой к главе Mitsui, а в ближайшее время поговорит по этому вопросу с руководством Mitsubishi. Фактически чиновник дал официальный ответ на постановление правительства России от 3 августа о создании фирмы «Сахалинская энергия», которая будет являться чисто российским юридическим лицом и станет новым оператором «Сахалина-2» вместо нынешней Sakhalin Energy, в которой Mitsui и Mitsubishi обладают 12,5% и 10% акций (на «Газпром» приходится контрольный пакет). В течение месяца зарубежные акционеры должны были согласиться принять доли в новом ООО пропорционально долям в прежней компании. Другой зарубежный участник проекта — британская Shell (27,5%) — еще в конце февраля объявил о выходе из «Сахалина-2».

В рамках проекта «Сахалин-2» осваиваются два нефтегазовых месторождения на северо-востоке сахалинского шельфа — Пильтун-Астохское (нефтяное) и Лунское (газовое). Инфраструктура включает три морских буровых платформы, береговой технологический комплекс, терминал отгрузки нефти и завод по сжижению природного газа проектной мощностью 9,6 млн тонн в год. В Токио неоднократно заявляли о значимости проекта, который дает стране почти 10% всего притока сжиженного «голубого топлива». Долгосрочные контракты на поставку СПГ с «Сахалина-2» заключены с рядом японских энергетических компаний вплоть до 2033 года. Так, с Hiroshima Gas контракт действует с 2008-го по 2028 год, с Tokyo Gas – с 2009-го по 2031 год, с Toho Gas – с 2009-го по 2033 год.

«У японцев есть одна особенность: они долго присматриваются к проекту, изучают перспективы. Но если уже вошли в него, уйти им крайне тяжело. Хотя Запад на этом настаивает, — говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Альтернативы «Сахалину-2» у Токио нет, поскольку транзит СПГ с российского острова на японскую территорию занимает не более суток. Контракты подписывались в момент запуска проекта и имеют льготный характер, цены для Японии одни из самых низких на фоне общего импорта СПГ в страну». Если Токио расстанется с «Сахалином-2», ему придется покупать СПГ у других поставщиков на спотовом рынке по краткосрочным контрактам. Там, по словам Юшкова, цены значительно выше, равно как риски, связанные со стабильностью и оперативностью поставок.

«Для японских компаний инвестиции в проект давно окупились, терять настолько высокодоходный актив они не готовы, — отмечает замдиректор Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — В случае расторжения контрактов пострадает энергобезопасность страны, так как заменить российский газ спотовыми поставками физически невозможно».

На взгляд руководителя Центра развития энергетики Кирилла Мельникова, государства Азии, даже из числа «недружественных», в целом более рационально подходят к антироссийским санкциям, нежели коллективный Запад. Для них главное — минимизировать собственные потери. Для Японии очевидно: разрыв с «Сахалином-2» усилит позиции Китая, который не упустит шанса стать акционером и покупателем сахалинского газа. У Токио перед глазами судьба Южно-Киринского месторождения: газ с него изначально предназначался для расширения «Сахалина-2», но после попадания под санкции США в 2015 году «Газпром» решил направить сырье по газопроводу в Китай. В свою очередь, финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов напоминает, что из-за энергокризиса в Европе летние цены на СПГ в Азии выросли за последние годы почти в десять раз. И если компании Mitsui и Mitsubishi откажутся от участия в проекте, то сахалинский газ будет перенаправлен на азиатский континент, главным образом в Поднебесную.

«Япония известна своей прагматичностью, ее экономические интересы традиционно берут верх над политическими резонами, — говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — Проект «Сахалин-2» обеспечивает поставки СПГ в Страну восходящего солнца по ценам вдвое ниже, чем на спотовом рынке в Азии. Плюс это доходы от самих инвестиций, рабочие места, заказы для японских производителей оборудования. С чисто экономической точки зрения абсолютно не важно, кто оператор проекта, даже если это российская компания. Для Mitsui и Mitsubishi нет никакого смысла расставаться с «Сахалином-2». Тем более, само правительство прямо просит их этого не делать».

Между тем в Германии, которая располагается на другом полюсе геополитического противостояния Москвы с «недружественными странами» и многие компании которой также отказались вести бизнес с российскими партнерами, сообщают о неуклонно растущем объеме торговли с нашим государством. Несмотря на введенное Евросоюзом эмбарго на уголь, золото, сталь и водку, двусторонний товарооборот набирает силу — за счет высоких цен на газ. Как пишет Die Welt, в июне Берлин заплатил за российское «голубое топливо» €3,5 млрд, что на 5% больше майского показателя, а если сравнивать с июнем 2021 года, то прибыль от продажи этого вида сырья увеличилась на 39%.

Автор: Игорь Боков

Источник: МК, 05.08.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики