Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дело труба. Или турбина? Россия играет с Западом по газовым правилам (видео)

Дело труба. Или турбина? Россия играет с Западом по газовым правилам (видео)

С турбиной Siemens происходят загадочные вещи: вроде бы она есть, но там, где она нужна, её до сих пор нет. Канцлер Германии Олаф Шольц неожиданно турбину нашёл, хотя ещё несколько дней назад немецкие власти разводили руками: не видели, не знаем. Теперь агрегат, необходимый для работы "Северного потока – 1", не могут отправить в Россию из-за неких "бюрократических проволочек".

Вокруг поставок газа из России в Европу всё очень запутанно. Никто не понимает, кто виноват: немцы, канадцы? Или это вообще какая-то итальянская забастовка? Если европейцы хотят получать газ, турбина должна дойти до России.

Почему турбина застряла в Германии, а не отправилась сразу в Россию?

К слову, экс-канцлер Германии Герхард Шрёдер в интервью газете Stern обвинил немецкую энергетическую компанию Siemens Energy в том, что она препятствует работе "Северного потока 1": "Турбины, необходимые для подачи газа в трубопровод в первую очередь, поступают от Siemens и нуждаются в регулярном обслуживании. Но Siemens только что доставила турбину, о которой много говорили, из технического обслуживания в Канаде в Мюльхайм-ан-дер-Рур. Почему она там, а не в России, я не понимаю".

Ответ, видимо, прост: Канада, отдав турбину от "Северного потока" не России, а Германии, попыталась сохранить лицо перед западными политиками и Украиной мол, канадцы "не прогнулись". Между тем турбину можно было спокойно доставить напрямую "Газпрому" самолётом или морским путём.

А теперь в Siemens заявляют, что пока не могут доставить турбину в Россию. Генеральный директор Siemens Energy Кристиан Брух уверяет: "Мы крайне заинтересованы в том, чтобы при поддержке федерального правительства вернуть турбину в Россию".

"С нашей точки зрения, все таможенные документы готовы, но нам нужно участие клиента, то есть "Газпрома". Этого пока нет", - уточнил Брух.

Минэкономики ФРГ выдало, по мнению наших экспертов, "филькину грамоту" о том, что якобы турбина для "Северного потока" не попадает под санкции ЕС и её скоро отправят. Но данный вопрос должна трактовать европейская комиссия, а немецкое министерство на несколько порядков ниже, и их бумаги для таможенников ничего не значат.

3 августа "Газпром" опубликовал заявление, в котором говорится о том, что доставка турбины Siemens для её установки "невозможна в силу препятствий", которые создают санкционные режимы, введённые западными странами против России. Также в заявлении упомянуто "несоответствие существующей ситуации действующим контрактным обязательствам со стороны Siemens".

Представители немецкой компании возразили на это: мол, заявления "Газпрома" о проблемах с её транспортировкой в Россию из-за ограничений со стороны ЕС, Канады и Великобритании не являются достоверными:

"Всё, что можно было сказать по этому поводу, было сказано, вчера даже канцлер Германии Олаф Шольц был там и выступал, больше сказать нечего. В ЕС нет никаких санкций в отношении турбины, это просто неправда".

Комментируя ситуацию, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал: ""Газпром" очень хотел бы получить эту турбину. Ведь не "Газпром" вводил санкции. Но в данном случае для Газпрома важно получить юридические документы, где говорится, что эта турбина не санкционирована. Просто слов в данном случае абсолютно недостаточно".

В этом запутанном вопросе в программе "Без цензуры" ведущий Никита Комаров разбирался с экспертом Фонда национальной энергетической безопасности, научным сотрудником Финансового университета при правительстве России Станиславом Митраховичем.

Что происходит? Siemens не выполнил свои обязательства

Никита Комаров: Так что происходит с "Северным потоком" вокруг поставок газа из России в Европу?

Станислав Митрахович: Вообще-то проект "Северный поток – 1" работает больше 10 лет. Очевидно, что турбины там нашими быть не могли: тогда у нас такого оборудования просто не было.

Сейчас, к сожалению, тоже нет.

Турбины "Ладога", которые стоят на "Северном потоке – 2" и на "Турецком потоке", они вроде бы локализованы у нас. На эту тему можно дискутировать, но эти агрегаты уже считаются отечественными.

А тогда, когда строился трубопровод "Северный поток – 1", у нас своего подобного оборудования не было. Поэтому ставили турбины Siemens.

Шесть таких агрегатов на большой мощности должны работать на "Северном потоке – 1". Ещё три вспомогательные – на средней мощности. Из этих шести пять должны по идее работать постоянно, и одна находится в горячем запасе.

Что же происходит сейчас? Siemens не выполнил свои собственные обязательства в рамках контракта, по которому компания должна проводить ремонт этого оборудования, в том числе планово-предупредительный.

Эксплуатировать технику не по инструкции неправильно. И когда нам говорят "вы могли бы там подождать немножко, зимой отремонтировать", возникает вопрос, а если случится авария, будет нанесён вред экологии, людям, что бы нам сказали? "Русские, вы не умеете работать со сложной техникой, куда вы вообще лезете со своим экспортом в Европу?"

Кроме того, если ремонт производится по согласованной схеме в рамках контракта, то за него платит Siemens. Если вне согласованных сроков – тогда всё оплачивает "Газпром" или Nord Stream 1, где у "Газпрома" тоже есть акции, как и у его партнёров по проекту. А с какой стати нам платить дополнительные деньги?

И "Газпром" дал объяснение, что Siemens не выполнил свои обязательства по контракту. При этом немецкая компания утверждает, что её "заставили это сделать власти западных стран". Вот только не надо перекладывать с больной головы на здоровую: санкции ввели эти же западные страны, значит, с них и надо спрашивать.

Наш "Газпром" вполне справедливо замечает, что эти "послабления по санкциям", которые вводит Запад, могут оказаться кратковременными, они просто скажут: знаете, нам эти послабления надоели – и откажутся от них. Поэтому нам нужны от Запада гарантии.

И нам не нужно, чтобы "Северный поток – 1" эксплуатировался только тогда, когда это необходимо Европе, чтобы пережить энергетический кризис.

Мы заинтересованы в нормальном стабильном правовом и технологическом режиме работы этого газопровода. Поэтому, ребята, нам нужны гарантии. Дайте нам гарантии, что не будет никаких дальнейших выкрутасов с турбинами.

Запад нам открыто говорит: "Мы должны Россию экономически уничтожить"

Я так понимаю, Канада эти гарантии якобы дала, а вот Германия, Британия, Европейский союз не спешат.

Канада приняла документ до 2024 года, но я, честно говоря не очень в это верю. Нам нужно не просто гарантии на бумаге написать, там нужны какие-то ещё вещи, которые называются институциональными механизмами гарантий. И чтобы всё это было завязано на счета, на торговые схемы и так далее.

Но Евросоюз и Британия этого делать не торопятся. Так и нам нет никакого смысла торопиться. Этим и объясняются действия "Газпрома" – через логику "итальянской забастовки". В лучшие времена с ними можно было договориться, найти возможности обойти какие-то бюрократические нюансы.

Но сейчас, когда нам западные политики напрямую говорят: мы против России ведём экономическую войну, мы Россию должны экономически уничтожить, мы от вашего газа откажемся, ваш газ нам не нужен или "Северный поток" нужен только чуть-чуть, а потом мы сами со своей европейской стороны его отключим – то никаких стимулов идти им навстречу у нас нет. А если мы в отношении них что-то подобное сделаем, то что?

То это "нарушение правил".

Да, мне западные коллеги нередко говорят, что мы превращаем энергию в оружие. И это мне говорит та сторона, которая за прошедшие несколько месяцев арестовала активы Центробанка России на 300 с лишним миллиардов долларов, которая ввела эмбарго на закупку угля из России, на закупку нашей нефти морским путём?

И после этого нам говорят, что мы используем ограничения в торговле как какой-то неправильный механизм, и это, оказывается, превращение его в оружие. А отъесть, извините, 300 ярдов или прекратить покупать ресурсы – это как бы не оружие?

Поэтому здесь как бы оба объяснения правильные. Да, Запад сам подставился и дал нам возможности, на самом деле, прикрутить немножко кран. Но можем ответить, что они сами не хотят с нами работать. А зачем тогда мы должны идти на компромисс? 

Они даже технических гарантий нам дать не могут

По поводу всех этих бюрократических процедур в целом понятно. И давайте послушаем, что заявил зампред правления Газпрома Виталий Маркелов о выявленных неисправностях, которые Siemens не устранила:

Компанией Siemens устранено не более четверти выявленных неисправностей, по остальным, к сожалению, мы так и не получили конструктивных и достаточных предложений по восстановлению безопасности и надёжности этих двигателей.

Насколько я понимаю, речь идёт уже не только о каких-либо гарантиях, которые они должны дать. Они и банально нарушения в работе агрегата не устранили?

Мне сложно сказать наверняка, насколько там глубокие технические проблемы выявлены. Но раз Виталий Маркелов об этом говорит, то у него есть на это основания – значит, Siemens действительно что-то не выполнил, хотя компания и утверждала, что проблем никаких с агрегатом нет.

Но если бы даже Siemens и выполнил обязательства с технической стороны дела, то юридические нюансы не были утрясены, а значит, по-нормальному работать невозможно. А если им всё равно, то и жаловаться не надо, что поставки по "Северному потоку – 1" в разы меньше, чем было в аналогичный период 2021 года.

Источник: Царьград, 05.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики