Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Сахалин-2» держит японцев на коротком энергетическом поводке

«Сахалин-2» держит японцев на коротком энергетическом поводке

Японское правительство призывает свои компании не покидать проект «Сахалин-2». Японскому бизнесу лучше последовать рекомендации властей, ведь отказ может усугубить и так имеющий место в Стране восходящего солнца энергетический кризис.

Власти Японии будут просить компании Mitsui и Mitsubishi рассмотреть возможность сохранения своих долей в проекте «Сахалин-2», который является крайне важным для энергобезопасности государства. Министр экономики, торговли и промышленности Японии Коити Хагиуда на пресс-конференции напомнил, на данный момент Россия не предоставила точного графика процесса создания нового оператора проекта.

Зарубежные акционеры — Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%), а также Shell (27,5%) — должны будут либо согласиться войти в зарегистрированное в РФ общество с ограниченной ответственностью, либо попросту покинуть «Сахалин-2» на неизвестных пока условиях. 

Япония не хочет быть замененной на Китай

Российское экспертное сообщество считает, что с высокой долей вероятности японские компании останутся в проекте. Тем более, что к такому решению и х активно подталкивает их собственное правительство. Данный факт станет для японского бизнеса достаточным оправданием перед Западом и антироссийски настроенными согражданами в контексте продолжения взаимодействия с «агрессором», предположил эксперт Финансового университета, при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

«Фундаментальные причины ясны. Япония получает через “Сахалин-2” более 8% всего газового экспорта. И заменить эту долю для такого индустриально развитого государства без проблем не получится. В то же время все понимают, что Россия, в случае если Япония от сырья откажется, сможет его легко пристроить в других странах, той же Юго-Восточной Азии», — заявил он «Эксперту».

Кроме того, «Сахалин-2» сам по себе является крайне выгодным проектом для Японии. Завод находится в субарктической зоне, что дает возможность потреблять меньше энергии для сжижения сырья. Это позволяет участникам хорошо зарабатывать, а в случае с Японией — быстро и эффективно поставлять газ на свои же рынки. В порты самых крупных потребителей топлива «Сахалина-2» — Японии и Южной Корее — танкер с СПГ может дойти практически в течение одних суток. 

Однако, если японские компании все же примут решение покинуть проект, то их место могут легко занять китайцы.

Россия готова продолжить сотрудничество с японцами

Согласен мнением коллеги, ведущий аналитик фонда Национальной энергетической безопасности и эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Он отметил в комментарии «Эксперту», что в условиях глобального энергетического кризиса остаться без какой-то доли поставок СПГ японское правительство не хочет.

«Документы подписывались на момент старта проекта. Насколько мы понимаем, это, наверное, самый дешевый для Японии СПГ во всем пакете ее импорта. И я замечу, что в указе нашего Президента о перерегистрации компании оператора, новое ООО получает всю собственность и всю ответственность, которая была у “Сахалин Энерджи“. То есть документы на поставку газа сохраняются, их никто не отменяет. Но это только пока. И Япония, видимо, боится, что если ее компании из проекта уйдут, то Россия посчитает это враждебным актом и в дальнейшем может пересмотреть контракты на поставку газа», — указал эксперт.

В случае, если Япония лишится более 8% импорта СПГ, стране придется обратиться к поиску альтернативы на спотовом рынке, где цены значительно выше тех, что были обозначены в долгосрочных контрактах с РФ. И, скорее всего, полагает Игорь Юшков, японское правительство не захочет создавать подобных рисков. Пространство для маневров у японских «партнеров» РФ тут невелико. Можно сказать, что «Сахалин-2» держит их на коротком энергетическом поводке.

«Если же японцы примут решение остаться, то никакой сложной процедуры их не ожидает. С формальной точки зрения иностранные компании просто должны написать заявление, и им выдадут такую же долю, которая была у них до этого. Но, конечно, определенное давление на Японию уже оказывается и будет оказываться. В первую очередь, с точки зрения того, что, оставаясь в проекте, они помогают России в ее конфликте с Украиной. Впрочем, по факту этот аргумент является очень слабым. Японцы сами говорили, что, если они выйдут из проекта, России бесплатно достанутся доли в “Сахалине-2”. И она продаст их китайским или индийским компаниям. В итоге все равно заработает. Так, что Япония демаршем никакого удара по России не нанесет. Сейчас заметно, что эмоции улеглись. Практически сразу после переговоров с США японское правительство заявило, что “Сахалин-2” важен для них. И ответной реакции Запада не последовало. Вероятно, Япония уже согласовала с США, что японские компании останутся в проекте», — добавил он.

Для самой России, предположил Игорь Юшков, может быть выгодно, чтобы японские компании оставались акционерами «Сахалина-2». Помимо того, что Mitsui и Mitsubishi остаются якорными инвесторами проекта, с которых фактически он и начинался, сохранение данного сотрудничества позволит РФ заявить о безуспешности ее экономической изоляции.

«В какой-то степени нам может было бы и выгодно, чтобы они ушли, но нас в таком случае потом постоянно критиковали бы за то, что мы “выжили” иностранных инвесторов. А сохранение японцев показывает: остаться — это выбор самой компании. А значит, Россия никого ни к чему не принуждала, не выгоняла и продолжает контакты с теми, кто готов работать», — заключил эксперт.

Автор: Екатерина Кобиц

Источник: Expert.ru, 06.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики