Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Японская доля. Токио не хочет покидать «Сахалин-1»

Японская доля. Токио не хочет покидать «Сахалин-1»

Президент РФ Владимир Путин 5 августа подписал указ, «замораживающий» в числе прочего любые сделки с долями владения в нефтегазовом проекте «Сахалин-1». Оператором проекта является Exxon Neftegaz Ltd., дочерняя компания американской ExxonMobil. Ей принадлежит 30% в проекте, у Роснефти — 20%, у японской Sodeco — 30%, у индийской ONGC Videsh Ltd. — 20%. Теперь такая структура акционеров не изменится как минимум до 31 декабря.

Основным рынком сбыта энергоносителей, добываемых в рамках «Сахалина-1», является Япония. Реакция Токио была быстрой, предельно аккуратной и выдержанной в нейтральных тонах: «Я думаю, мы должны прекратить торговлю долями в „Сахалине-1“ с третьими сторонами или третьими странами, — заявил на пресс-конференции 8 августа министр экономики, торговли и промышленности Японии Коити Хагиуда. — Мы будем придерживаться нашей нынешней политики, поэтому ситуация не изменится. Для нас 90% нефтяного импорта приходится на Ближний Восток, и Россия остается ценным источником закупок за пределами Ближнего Востока».

Пока неясной остается ситуация с главным акционером «Сахалин-2», оператором проекта американской ExxonMobil. Этот нефтегазовый гигант еще в марте объявил об уходе из России, а буквально 4 августа агентство Reuters сообщило о начале передачи его доли неназванному покупателю. Устранение от руководства американцами привело к падению среднесуточной добычи с 220 тыс. баррелей в сутки при стабильной работе до 10 тыс. баррелей в сутки по состоянию на 1 июля. Не исключено, что именно действия ExxonMobil ускорили подписание президентского указа.

Ранее официальный Токио выступил за сохранение участия японских компаний в консорциуме по разработке «Сахалин-2», несмотря на объявленный выход из проекта англо-голландского оператора Shell и перенос управляющей компании в российскую юрисдикцию. Почему японская сторона не желает покидать сахалинские нефтегазовые проекты, объясняет заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач: «Для Токио это стратегически важно сразу по нескольким причинам. Японцы имеют там долгосрочные контракты, условия поставки энергоносителей для них комфортны, очень выгодная логистика. А японские компании-участники проектов еще и получают существенные дивиденды как акционеры. Кроме того, японские производители машин и оборудования имеют некоторые привилегии при поставках техники для нужд обоих сахалинских проектов. И, наконец, в Токио хорошо понимают, что „свято место пусто не бывает“, в случае ухода японских компаний их место займут конкуренты из Китая, Индии, других дружественных России стран, что может привести к переориентации поставок. Сейчас Япония получает от сахалинских проектов примерно 10% от общего объема потребляемых энергоносителей. Это много, терять такого поставщика в Токио не хотят.

Другое дело, что, как говорил известный киногерой, „сидеть на двух лошадях седалища не хватит“. Японские власти стремятся сохранить свое участие в нефтегазовых проектах на Сахалине, при этом поддерживают санкционную политику Запада по отношению к России. Им нужно привести свое отношение к нашей стране в соответствие со своими интересами либо быть честными и выйти из добычных проектов на территории РФ».

С февраля многие иностранные компании, работающие в России в сфере добычи энергоносителей, объявили о своем уходе, но фактически этого до сих пор не сделали. Причины находятся разные — и масштаб их деятельности, и невозможность справедливой оценки бизнеса в условиях жестких страновых санкций, и скрытое нежелание покидать выгодный рынок. BP, Shell и Exxon Mobil публично отчитываются о многомиллиардных потерях из-за ухода из России, но фактически продолжают свое присутствие здесь. Невольно возникает мысль, что главными выгодоприобретателями указа Путина являются именно эти глобальные корпорации. Теперь как минимум до конца года они избавлены от головной боли, связанной с объяснением у себя на родине, почему они до сих пор не покинули Россию.

Автор: Евгений Никтовенко

Источник: АиФ, 08.08.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики