Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков: ЕС решил проучить Венгрию за независимую политику и ставку на ресурсы РФ

Юшков: ЕС решил проучить Венгрию за независимую политику и ставку на ресурсы РФ

Прекращение транзита нефти через украинский участок нефтепровода «Дружба» связано с Венгрией, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Европейцы воспользовались неопределенной ситуацией для политико-экономического давления на Будапешт.

Прекратился транзит нефти через Украину

Российская компания «Транснефть» сообщила об остановке транзита нефти через Украину.

Киев в лице «Укртранснафты» с четверга прекратил прокачку российского сырья по южной ветке нефтепровода «Дружба» в сторону Венгрии, Чехии и Словакии.

Технически проблема носит финансовый характер: украинская компания оказывает услуги по транспортировке нефти на условиях стопроцентной предоплаты, но последний российский платеж не был выполнен, и средства вернулись на счет «Транснефти».

«Газпромбанк» уведомил «Транснефть» о том, что платеж возвращен в связи со вступлением в силу регламента Евросоюза.

«Транснефть» ведет работу над обходными платежами, но пока безрезультатно.

Венгрия и Словакия пострадают

«Главными покупателями российской нефти по данному маршруту являются Венгрия и Словакия. Чехия – в гораздо меньшей степени, эта страна начала закупать альтернативную нефть транзитом через ФРГ», – заключает энергоэксперт Игорь Юшков.

Больше всего проблема бьет по Словакии: данной стране крайне сложно получать нефть альтернативным способом. Схожая история у словаков с газом, но Братислава не озвучивает свои претензии и продолжает поставлять на Украину оружие.

«Проблематично это и для Венгрии, но Будапешт через альтернативный транзит может осуществлять нефтяные закупки. Однако не в полном объеме – реализовать свои нужды в сырье венгры могут только через нефтепровод “Дружба”», – констатирует Юшков.

Данная история появилась после того, как Польша и Венгрия отказались следовать европейской дисциплине, делиться газом с другими странами ЕС и сокращать потребление голубого топлива зимой на 15%.

Есть основания предполагать, что перед нами способ надавить на Венгрию: премьер-министр Виктор Орбан давно критикуется в Брюсселе за энергетическую ставку на РФ.

Теоретически РФ может поставить нефть в Венгрию через Болгарию, но и здесь есть ограничения как в политическом плане – не надо забывать про политических парашютистов во главе с Кирилом Петковым, – так и в инфраструктурном.

«Такой маршрут крайне затратен – здесь придется выгружать нефть в порт и дальше транзитировать его по железной дороге. Уже был прецедент, когда весь нефтепровод “Дружба” на месяц останавливался из-за попадания в него хлорорганики. Какие-то объемы тащили по разным маршрутам по железным дорогам и даже задействовали для этого Средиземное море», – резюмирует Юшков.

Тогда выяснилось, что альтернативные пути дороже и не способны на 100% заменить поставки через традиционные нефтепроводы.

«Для всех удобней использовать нефтепровод, и действительно, есть такое ощущение, что ЕС хочет наказать Венгрию. Объяснение ситуации выглядит абсурдно – даже речи не идет о политическом решении Киева или Брюсселя», – заключает Юшков.

Согласно схеме оплаты за транзит «Транснефть» должна перечислять деньги в европейский банк, причем такие платежи не запрещены, но в ЕС якобы появились проблемы с регламентом, который в Брюсселе оказался не проработанным.

«Европейский регулятор сегодня “не знает”, как оформлять платеж за такие транзакции, в результате чего ЕС не отвергает и не подтверждает такую оплату. Выглядит все это странно, как и отсылки к ошибкам бюрократии», – констатирует Юшков.

Полтора месяца назад Будапешт заблокировал принятие шестого пакета санкций с пунктом о запрете покупки российской трубопроводной нефти.

«Скорее всего, Еврокомиссия пытается венгров проучить и показать Орбану, что выданные Будапешту уступки по закупке российской нефти могут быть в любой момент ограничены действиями Брюсселя», – резюмирует Юшков.

Технически решить данный вопрос можно очень просто, передав оплату за транзит сырья европейским компаниям-покупателям.

«Северная ветка “Дружбы” продолжает работать из-за того, что там за транзит платят компании-получатели, а здесь исторически так сложилось, еще с советских времен, что это являлось прерогативой “Транснефти”», – заключает Юшков.

Ситуация напоминает провокации против Калининградской области: Брюссель не пойдет на прекращение этого маршрута, поэтому блокировка носит временный характер, а стороны рано или поздно придут к компромиссу.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 09.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики