Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Остановка транзита по "Дружбе" спровоцировала рост цен на нефть (видео)

Остановка транзита по "Дружбе" спровоцировала рост цен на нефть (видео)

Украинская компания "Укртранснафта" во вторник заявила, что транзит российской нефти по южной ветке нефтепровода "Дружба" в сторону Венгрии, Чехии и Словакии был остановлен 4 августа. В связи с этим мировые цены на нефть начали резкий рост: нефть марки Brent в ходе торгов подорожала на 3 доллара США за баррель.

Транзит по нефтепроводу "Дружба" через Украину был прекращен еще 4 августа. Но известно об этом стало только сегодня. "Укртранснафта" работает по 100%-ной предоплате от России. Теперь страны Евросоюза не получат нефть из-за своих же санкций. Европейские банки просто не имеют возможности обработать очередной российский транш, хотя он был перечислен своевременно.

"Для подтверждения факта, что операция не попадает в число запрещенных, необходимо получать разрешение от национального уполномоченного государственного органа. Ситуация осложняется тем, что европейские регуляторы пока не сформировали единую позицию по алгоритму действий для банков различных юрисдикций, а также не выработали порядок выдачи указанных разрешений", – сказали в пресс-службе компании "Транснефть".

Европейская часть сети нефтепроводов "Дружба" начинается в Брянской области, город Унеча. Самая северная ветка идет по территории России в Усть-Лугу. Прибалтийская тянется в два нефтяных порта северо-западнее Риги. Еще одна ветка – через Белоруссию, в Польшу (Гданьск) и Германию (Лойна). Она работает исправно. А южное направление, транзит по которому и остановил Киев, снабжает сразу три страны – Венгрию, Словакию и Чехию. Именно эти страны получают большую часть нефти через "Дружбу": Венгрия, например, 86%. Словакия – почти 100%.

"Их перерабатывающие мощности были построены именно на базе мощностей нефтепровода "Дружба", его южной ветки, поэтому найти там альтернативных поставщиков будет довольно сложно", – заявил эксперт по энергетической политике Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Пока на НПЗ трех пострадавших стран есть запасы: например, в Братиславе сообщают, что темпы переработки не снижают. Но в прессе уже появились вот такие статьи – под заголовком "Мы за это заплатим!" Венгерский оператор MOL и его дочерняя компания в Словакии "Словнафт" готовы сами раскошелиться на скорейшее возобновление транзита российской нефти.

"Компания "Словнафт", а также компания "МОЛ" инициировали обсуждение с украинской и российской сторонами возможности оплаты соответственно "МОЛ" и "Словнафт" транзитного сбора, что позволило бы возобновить поставки нефти. Slovnaft ожидает ответа на данное предложение", – написали в издании Novinky.cz.

Лучше всего чувствуют себя чехи – у них есть нефтепровод из Германии, которая, в свою очередь, уже получает альтернативные российским поставки нефти морем. Но значительно нарастить их объемы, а тем более полностью отказаться от нашего черного золота Европа пока не может.

"Если Россия будет сокращать экспорт на те объемы, которые раньше шли по трубе в Венгрию, Чехию и Словакию, это усугубит и так имеющийся дефицит на рынке и цены пойдут вверх", – отметил Игорь Юшков, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности.

Если наладить транзит в ближайшее время не удастся, части прибыли лишатся и российские компании. По данным министерства энергетики Украины, через их территорию в 2021 году было перекачано 12 млн тонн нефти. Но большая часть экспорта – около 60 – из нашей страны уходит морем. Еще один крупный нефтепровод – Восточная Сибирь – идет в Китай. Так что остановка "Дружбы" больше похожа на удар по Венгрии, говорят эксперты, за то, что ее правительство в мае и июне блокировало шестой пакет антироссийских санкций. Где шла речь как раз о нефтяном эмбарго. Да и официальный Киев еще весной грозил Будапешту остановкой "Дружбы".

"Сложилась ситуация, когда один руководитель из всех европейских государств вдруг идет не в ногу. Его сразу же надо приструнить, ему надо показать, кто есть кто", – говорит Андрей Кошкин, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова

Впрочем, для возобновления работы южной ветки нефтепровода "Дружба" есть простое решение. Для этого оплату за транзит должны вносить не российские банки с их санкционными ограничениями, а принимающая сторона. Именно по такой схеме работает северная ветка, снабжающая Польшу и Германию. Но тут уже Брюсселю нужно разобраться, что для них важнее – новые запреты для России или энергетическая безопасность членов ЕС.

Источник: РЕН ТВ, 09.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики