Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евросоюз все чаще попадает под косвенное действие своих санкций

Евросоюз все чаще попадает под косвенное действие своих санкций

Болгария может возобновить поставки российского газа, если не найдет других источников поставок, сообщил министр энергетики страны Росен Христов в интервью телеканалу bTV. Прошло всего три месяца с того момента, как София заявила, что не будет приобретать газ на условиях России.

Это не единственный и не самый серьезный пример того, как страны Евросоюза, принимая судьбоносные решения, по их мнению, освобождаясь от энергетической зависимости от России, через некоторое время начинают сами от них страдать. Болгария потребляет всего около 3 млрд кубометров газа в год, но даже этого незначительного объема на рынке найти не удается.

Самый показательный пример, когда санкции против России бумерангом ударили по ЕС - история с "Северным потоком". Так ввести санкции, чтобы в результате перекрыть главную газовую артерию крупнейшей экономики ЕС - Германии, нужно было очень постараться. И не особенно важно, может ли "Газпром" сейчас в действительности увеличить поставки по "Северному потоку" или нет. С точки зрения законов Евросоюза, принятых им же санкций, российская компания абсолютно права. Ведь фактически сейчас Европа, предлагая турбинный двигатель для компрессорной станции "Портовая", нарушает собственные законы. И спросить потом может с "Газпрома", выкатив какой-нибудь многомиллиардный иск.

Инфографика "РГ"/ Леонид Кулешов/ Сергей Тихонов

Изначально было понятно, что экспорт газа - самая сильная сторона экономики России в торговых отношениях с Европой. От нефтяного экспорта мы зависим сами. Добыча нефти - один из главных источников доходов нашего бюджета, а в общих объемах производства на поставки за границу приходилось около половины. А вот такой зависимости от экспорта газа у России нет, более 70% от его добываемых объемов мы используем на внутреннем рынке. Должны ли мы пользоваться своими сильными сторонами в период противостояния с ЕС? Конечно.

"Вспомните, сколько шума было, когда Россия только предложила схему оплаты газа в рублях, сколько заявлений, что ни одна страна ЕС на это не пойдет", - говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Потом почти все спокойно согласились работать по этой схеме. Во-первых, потому что газ нужен, во-вторых, поскольку она не нарушает никаких законов.

Аналогично этому, едва ли в ЕС ожидали, что их очередные санкции, не касающиеся экспорта углеводородов из нашей страны, почти на неделю (с 4 по 10 августа) оставят Венгрию, Словакию и Чехию без российской нефти. Проблема с платежом "Транснефти" за транзит по Южной ветке трубопровода "Дружба" через Украину чисто бюрократическая, но ведь принимая меры, ограничивающие прием платежей из нашей страны, чиновники ЕС должны были просчитывать последствия своих действий.

Как отмечают в Центре развития энергетики, попытка нанести удар по самому существенному аспекту экономических взаимоотношений - энергосотрудничеству - в любом случае чувствительна для обеих сторон. Но для Европы это более болезненно, чем для России, потому что мы компенсируем сокращение поставок ростом цены, и доходы бюджета не падают. Например, хотя поставки газа "Газпрома" в Европу в июне сократились на 42% по сравнению с маем, его выручка, скорее всего, выросла за счет увеличения цены. Общий экспорт нефти из РФ упал в июне всего на 3,2% (до 5,05 млн баррелей в сутки), несмотря на санкции против "Роснефти" и "Газпром нефти", уточняют эксперты.

Естественно, возникает вопрос, как это могут не понимать в ЕС, принимая достаточно резкие меры - запрещая импорт нашей нефти или угля. Причина, по-видимому, кроется в двух особенностях энергетического развития ЕС последних лет. Во-первых, главные решения здесь стали принимать политики, общественные деятели, экологи, но никак не экономисты и отраслевые специалисты. Во-вторых, почти десять лет ЕС находится под давлением "зеленых" и их идей. А по их установкам, от отказа от традиционных источников энергии Европа только выиграет. Правда, сейчас эти идеи столкнулись с реальностью, и оказалось, что жить без нефти, газа и угля можно, но очень дорого и некомфортно.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 10.08.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики