Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Угольные санкции Евросоюза больно ударили по Германии и Польше

Угольные санкции Евросоюза больно ударили по Германии и Польше

Санкционный отказ от российского угля не приведет к катастрофе в Евросоюзе, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов. По углю у европейцев есть возможности для маневра, в отличие от нефти и газа, но если взять немцев и поляков, то эмбарго увеличит копилку их национальных проблем.

ФРГ и ЕС отказались от российского угля

Издание Suddeutsche Zeitung сообщает, что импортеры угля из ФРГ не ожидают дефицита поставок сырья, несмотря на введение в действие эмбарго в отношении российского угля в соответствии с пятым пакетом антироссийских санкций.

«Уголь доступен на мировом рынке», – отмечает глава правления Союза импортеров угля (Verein der Kohlenimporteure – VdKi) Александр Бете.

Главными поставщиками сырья после ухода российских компаний, которые до февраля 2022 года доминировали на германском рынке по объему поставок, стали США, Южная Африка, Австралия, Индонезия и Колумбия.

По данным VdKi, в 2021 году почти 50% германского импорта каменного угля и кокса по-прежнему приходилось на РФ, 17% – на США и более 13% – на Австралию. Сегодня появился колумбийский уголь, который не нравится партии «Зеленые».

В товарном выражении поставки из РФ в 2021 году составили чуть менее 20,5 млн тонн, с января по май 2022 года – 7,2 млн тонн. Российский уголь использовался немцами в основном в качестве топлива для теплоэлектростанций.

Европейцы при введении угольных санкций договорились о 120-дневном переходном периоде, чтобы промышленность приспособилась к прекращению поставок из РФ.

Целью рестрикций является ослабление российской экономики – Еврокомиссия считает, что прекращение поставок угля в ЕС лишит Москву доходов в 8 млрд евро.

Однако существуют нюансы. Во-первых, европейцы и без санкций хотели отказаться от импорта угля из РФ и использования этого энергоресурса, а во-вторых, Москва занимается созданием инфраструктуры для переориентации всего экспорта угля на Азию.

Проблема носит для нас стратегический характер, в России немало регионов, ориентированных на уголь, и это важнее цифр, которые насчитали в Еврокомиссии.

«Переход на альтернативные виды угля до сих пор проходил сравнительно легко. Некоторые ТЭЦ продолжают работать в испытательном режиме. На новую угольную смесь они будут переведены в сентябре», – утверждает глава VdKi Бете.

Последние российские поставки пришли в ЕС в июле

В VdKi не знают, когда последняя поставка российского угля попала в ЕС: позицией рынка являлось продолжение закупок российского угля до конца июля, но теоретически последние партии могли зайти на европейский рынок позже.

Основные поставки угля в ЕС идут через нидерландские порты ARA (Амстердам, Роттердам, Антверпен), но в Германию российское сырье шло через немецкие порты Гамбург, Росток и Вильгельмсхафен. Отказ от угля из РФ усилит проблемы ФРГ.

«Даже без российского угля с сентября произойдет значительное увеличение ежемесячных объемов импорта», – полагает Бете.

Причиной этого процесса является запуск угольных ТЭЦ в Германии, которые до этого находились в резерве. В результате у немцев могут возникнуть проблемы не с дефицитом угля, а с возможностями портов и германских перевозок.

Бете считает, что гарантировать поставки угля в Германию сможет только долговременная стратегия, а вот с этим проблемы: действующее правительство страны, где верховодит вице-премьер Роберт Хабек, не собирается менять курс по отказу от угля, а современный рост его потребления вызван аномальными ценами на газ в ЕС и кризисом с российскими поставками голубого топлива из-за санкций и проблем с «Северным потоком – 1».

Польша и Германия должны пережить кризис

«С углем, в отличие от газа, у немцев и других европейцев более благоприятная ситуация, удар от санкций будет не таким болезненным, как в случае с газовыми ценами и запретом на морские поставки российской нефти», – заключает Перов.

Европейцы сами производят уголь: ярким примером является польская угольная генерация, продолжающая вызывать протесты у европейских «зеленых». Кроме того, уголь не является тем товаром, по которому есть недостатки на мировом рынке.

«Евросоюз, пусть и с проблемами, но сможет заместить российский уголь на своем внутреннем рынке», – констатирует Перов.

С другой стороны, в угольной истории ЕС одна волна кризиса следует за другой: в 2021 году европейцы нарастили на 20% потребление угля, в этом году объем вырастет еще больше, а с августа рынок начинает работать без главного поставщика.

Кроме ФРГ это нанесет удар по Польше, которая также закупала много российского угля.

«Для угольной отрасли Польши – все это бальзам на душу. Там много населения, завязанного на угольную индустрию. В польской экономике имеются возможности для развития данного направления», – резюмирует Перов.

Поляки и до этого постоянно использовали политические события для продвижения своих интересов в Европе, а сейчас у Варшавы появился дополнительный довод перед Брюсселем в защиту своей позиции по угольной энергетике.

В Германии ситуация сложнее, но вряд ли это приведет к катастрофе. Главные проблемы немцев заключаются в газе, и вот здесь возможны критичные моменты.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 10.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики