Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа оставит без газа самые бедные страны

Европа оставит без газа самые бедные страны

Европа, несмотря на запредельные цены и сложности с поставками из России справляется с заполнением своих подземных хранилищ газа (ПХГ). Но только этих запасов для прохождения отопительного сезона не хватит. И если объемы импорта газа из России не увеличатся, то европейцы будут вынуждены скупать все объемы свободного сжиженного природного газа (СПГ) на рынке.

Это станет причиной дальнейшего повышения и без того высоких цен на газ и оставит без "голубого топлива" страны, которые не могут позволить себе столь дорогие покупки. В первую очередь, это коснется покупателей в Азии, но и некоторые восточноевропейские государства могут оказаться в положении "бедных родственников".

Все можно посчитать. К зиме страны ЕС подойдут с запасами минимум на 10% выше, чем в прошлом году (было 77%). К 13 августа средний уровень заполнения европейских ПХГ - почти 75%, или около 80 млрд кубометров из 108 млрд общего объема. Едва ли к отопительному сезону (15 октября) запасы в ПХГ будут стопроцентными. Максимальная цель поставлена в Германии - 95%, но можно использовать это показатель для всей ЕС, хотя большинство стран планируют заполнить хранилища на 90%. То есть к 15 октября в европейских ПХГ будет почти 103 млрд кубометров газа.

Отопительный сезон длится до апреля, в этот период, естественно, газа тратится больше, но можно пользоваться и средними показателями. В год Европа потребляет 470 млрд кубометров, в месяц - 39 млрд кубометров. На пять с половиной месяцев понадобится 214,5 млрд кубометров газа. То есть Европе потребуется дополнительно 111,5 млрд кубометров газа. Если принять в расчет запланированное снижение потребление газа в ЕС - то почти 80 млрд кубометров.

В прошлые годы более половины этих объемов обеспечивали бы поставки из России, в первую очередь по "Северному потоку", работающему сейчас только на 20% мощности, а также по "Турецкому потоку" и прокачкой через Украину, ограниченной на 62% от оговоренных объемов транзита. Сейчас за 5,5 месяцев Европа, если ничего не изменится, может получить из России не больше 19 млрд кубометров. Учитывая, что новые газопроводы в ЕС, вроде Baltic Pipe - из Дании в Польшу, не запущены, добрать недостающие объемы получится только за счет СПГ. А здесь главным критерием получения поставок станет наличие долгосрочных контрактов, которых у Европы не так уж и много, или готовность заплатить за газ больше, чем другие покупатели. А это рост цен на газ для всего мира.

Долгосрочные СПГ контракты у европейских компаний покрывают не более 10% общего потребления газа в Европе, поясняет инвестиционный стратег УК "Арикапитал" Сергей Суверов. Вероятность переориентации СПГ на АТР будет зависеть в основном от цен - кто больше предложит, туда СПГ и пойдёт. Его должно хватить, но цены всё равно будут высокими, скорее всего выше 2000 долларов за тысячу кубометров.

Европа уже очень сильно страдает от роста цен на энергоресурсы и вынуждена тратить огромные средства из государственных фондов на подготовку к зиме, отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. По его мнению, если не будет экстремальных погодных условий и серьезных аварий на инфраструктуре, то Европа сможет обеспечить себя газом. Высокие цены будут перетягивать СПГ в Европу, в том числе законтрактованный азиатскими импортерами по долгосрочным контрактам. Бедные страны просто не смогут себе позволить газ по таким ценам и станут еще активнее жечь уголь.

В результате такого сценария, к углю - увеличению его доли в генерации - по-видимому, придется вернуться не только Пакистану, Мьянме или Таиланду, но и Индии, а возможно и Китаю, поскольку едва ли в Поднебесной захотят оплачивать капризы Европы. К тому же новые китайские угольные электростанции позволяют снизить вредные выбросы в атмосферу до минимума.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 15.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики