Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Возможен ли компромисс между Казахстаном и Россией по транзиту нефти?

Возможен ли компромисс между Казахстаном и Россией по транзиту нефти?

Компромисс между Москвой и Нур-Султаном может быть найден. Если пропорции транзитной нефти изменятся, то возможно в России будут легче воспринимать желание Казахстана диверсифицировать транзит черного золота. Об этом в интервью «Московской газете» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович, комментируя сообщения о том, что Казахстан намерен продавать часть своей нефти через Азербайджан в обход России

Агентство Reuters сообщило, что Казахстан намерен поставлять и продавать часть своей нефти — около 100 тыс. баррелей в сутки, или 8% от объема транспортируемой при помощи Каспийского трубопроводного консорциума — в обход России, через азербайджанские трубопроводы. Однако Станислав Митрахович убежден, что Казахстан не сможет наладить поставки газа в обход Москвы. По его мнению, Россия сохранит за собой статус ключевого транзитера казахстанской нефти.

«Для Казахстана это не новый маршрут. Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан функционирует давно (проект был запущен в 2006 году, — прим. авт.), но через этот маршрут поставляется в основном азербайджанская нефть. Лишь пятая часть транзитной нефти — порядка 100 тыс. баррелей в сутки — приходится на казахское сырье. Если верить Reuters, Казахстан планирует увеличить транзит с 100 тыс. баррелей в сутки до 300 тыс. Это достаточно маленький объем. Для того, чтобы довести поставки до более масштабных показателей необходимо использовать ещё один азербайджанский трубопровод — Баку-Супса, который идет в Грузию. По оценкам Reuters, это позволит казахстанской стороне поставлять 3,5 млн тонн нефти ежегодно. Но даже если взять все вместе взятые трубопроводы: Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Супса, то экспорт нефти Казахстана не превысят 10% от общего объема, поставляемого через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК)», – сказал Станислав Митрахович.

КТК — трубопроводная система, связывающая Казахстан с морским портом в районе Новороссийска, в котором нефть загружается на танкеры для последующей отправки на мировые рынки.

«Казахстан пытается найти альтернативные пути поставки для своей нефти, но по техническим причинам пока республика не способна полностью заменить российский маршрут. Для того, чтобы увеличить отправки нефтяных танкеров через Каспийское море в Азербайджан необходимо построить новую инфраструктуру, в том числе, на территории Казахстана», – сказал эксперт, напомнив, что помимо азербайджанского маршрута в Нур-Султане планируют нарастить поставки нефти в Китай.

По словам энергетика, в Москве попытки Казахстана диверсифицировать поставки нефти в обход России воспринимаются довольно болезненно.

«Немаловажно и то, что президент КР Жомарт Токаев пообещал следовать санкциям против РФ и на встрече с западными партнёрами заявил, что Казахстан будет использовать свои энергоресурсы чтобы преодолевать международный энергетический кризис, что на Западе восприняли как готовность Казахстана заменить Россию на энергетическом рынке, что в принципе сделать непросто. Если в Нур-Султане думают, что подобного рода заявления останутся без внимания в Москве, то это не так. Тем не менее, думаю, что для Казахстана Россия — близкая страна, и как бы казахстанские политики не хотели ориентироваться на Вашингтон, в Нур-Султане будут учитывать, что Россия — это сосед, а США — нет. Поэтому верю, что компромисс между Москвой и Нур-Султаном будет найден. Например, если пропорции транзитной нефти изменятся, то возможно в России будут легче воспринимать желание Казахстана диверсифицировать транзит черного золота. Если через Каспийский трубопроводный консорциум будет идти больше российской нефти под видом казахстанской, поскольку общая смесь, проступающая через КТК, не попадает под санкции, то вопрос может быть решён», — предположил Станислав Митрахович.

Желание найти альтернативный путь транзита казахской нефти связано с перебоями на объектах КТК. В конце июля из-за непогоды обрушились опоры воздушных линий электропередачи, из-за этого отключились две станции прокачки КТК. Позже трубопровод вернулся к штатному режиму работы, но в начале августа прокачка снова была снижена. В Каспийском трубопроводном консорциуме это объяснили ремонтом и остановкой производства нефти на месторождении Кашаган.

Казахстан поставляет на международный рынок более 1% нефти — около 1,4 млн баррелей в сутки.

Автор: Элина Рустамова

Источник: Московская газета, 15.08.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики