Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Франция нашла, кем заткнуть газовую "дыру"

Франция нашла, кем заткнуть газовую "дыру"

Французская Engie сообщила, что "Газпром" уведомил ее о намерении сократить поставки газа, которые до этого уже существенно уменьшились. Западные СМИ ожидаемо раскритиковали российского экспортера, а власти Франции признали, что не могут оперативно заместить выпавшие объемы. Чуть позднее российский экспортер уточнил, что приостановил поставки "в связи с неоплатой июльских поставок в полном объеме".

"БИСТРО" ЗАКРОЕТСЯ?

"Газпром", как сообщили 30 августа западные СМИ со ссылкой на французскую энергетическую компанию Engie, уведомил ее о сокращении поставок из-за разногласий относительно применения двухсторонних контрактов. Согласно этой информации, российский экспортер природного газа решил сократить прокачку. Уже вечером 30 августа "Газпром" публично подтвердил эту информацию и уточнил, что решение было связано "с неоплатой июльских поставок в полном объеме" и что французская сторона уведомлена "о полной приостановке поставок газа начиная с 1 сентября 2022 года до момента получения денежных средств за поставленный газ в полном объеме".

В свою очередь, Engie заверила, что приняла необходимые меры, чтобы "значительно ослабить любые финансовые и физические последствия" шага, предпринятого "Газпромом". В частности, компания заявила, что накопила достаточно энергоносителя для выполнения обязательств перед клиентами и учета собственных потребностей.

На объемы "Газпрома" в структуре закупок французской компании в 2021 году, по оценке аналитиков компании Morningstar, на которых ссылается Reuters, пришлось 11,47 млрд кубометров. А это примерно 17% от общего потребления газа во Франции в прошлом году, указывает агентство. Однако этим летом поставки "Газпрома" уже сокращались, уточнила французская Figaro. Сейчас они соответствуют всего 1,5 тераватт-час, уточняет Reuters со ссылкой на Engie.

АЛЖИР, СПГ И АЭС

Накануне, 29 августа, Engie подтвердила, что ведет переговоры с алжирской нефтегазовой компанией Sonatrach об увеличении поставок "голубого топлива" во Францию.

Однако газ из Алжира не сможет изменить ситуацию, заявил еще 26 августа французский президент Эммануэль Макрон в ходе своего визита в североафриканскую страну. Он отметил, что его доля в поставках во Францию составляет 8-9%.

В свою очередь, французский премьер-министр Элизабет Борн на встрече с предпринимателями 29 августа заверила, что подземные хранилища газа (ПХГ) в стране к концу лета будут заполнены до предела. Также она отметила, что в стране увеличены мощности имеющихся терминалов по приему импортного сжиженного природного газа (СПГ) и анонсировала скорое введение в эксплуатацию нового плавучего терминала в Гавре. Однако вынуждена была констатировать, что единственный вариант для Франции предстоящей зимой — это сокращение потребления. При этом она заявила, что во избежание перебоев с поставками электроэнергии в отопительный сезон стране потребуется срочный перезапуск остановленных реакторов атомных электростанций (АЭС), хотя и признала наличие проблем в этом сегменте генерации.

На прошлой неделе стало известно, что французская энергетическая компания EDF отложила перезапуск четырех из 12 атомных реакторов, остановленных в связи с наличием коррозии, выявленной в мае Агентством ядерной безопасности Франции (ASN). Сейчас во Франции по различным причинам остановлены 32 атомных реактора из 56.

ЗАПАСЫ ПОКА ЕСТЬ

Подземные хранилища природного газа во Франции, судя по данным Gas Infrastructure Europe (GIE), действительно заполнены более чем на 90%, замечает член экспертного совета, руководитель медиацентра Института развития технологий ТЭК (ИртТЭК) Дмитрий Коптев. "Так что Engie не лукавит, когда говорит, что располагает достаточными запасами", — полагает эксперт. Однако специалист замечает: насколько достаточными окажутся эти запасы, будет зависеть от погоды, поскольку холода потребуют большего расхода газа на отопление. Он напоминает, что более 70% электроэнергии во Франции вырабатывается атомными станциями, и в связи с этим потребление газа в сегменте генерации сравнительно небольшое.

"Тем не менее потеря почти одной пятой от потребляемых объемов — удар, конечно, чувствительный при любых обстоятельствах", — уточняет Коптев.

Самый реальный вариант для Франции — договориться с "Газпромом", полагает специалист. Если не удастся, остается надеяться на СПГ. Во Франции расположены четыре крупных регазификационных терминала, которые сейчас загружены не полностью, указывает эксперт. "Правда, остается проблема поиска необходимых объемов СПГ на рынке, который постепенно становится дефицитным", — констатирует он.

"На более длинную перспективу у Алжира открывается уникальная возможность монетизировать новые запасы, — считает главный аналитик "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексей Кокин. — Sonatrach в этом году сделала несколько крупных открытий. Одно из месторождений может быть запущено уже в ноябре с добычей 3,6 млрд кубометров в год". Однако в ближайшие несколько месяцев Франции действительно предстоит рассчитывать на СПГ, отмечает эксперт.

РЕШЕНИЕ ОЧЕВИДНО

"Насколько критична для Франции потеря 17% потребляемого газа?— задается вопросом генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. — Это много? Мне кажется, очень много. Критично. Конечно, не смертельно. Но это эксперимент над экономикой, над промышленностью".

"Кстати, надо сказать, что "Газпром" уведомил о сокращении поставок, а не о прекращении, — замечает Симонов. — Кстати, и западная пресса сообщала, что прекращения не было, речь о сокращении". Эксперт уточняет, что текущий показатель поставок "Газпрома" во Францию, 1,5 тераватт-час, это физический показатель, существенно отличающийся от контрактного.

Однако специалист отмечает, что налицо — две логики, которые входят в противоречие друг с другом: логика Engie насчет объемов и противоречия вокруг контрактов.

"Engie, видимо, настаивает, чтобы все объемы были предоставлены, — рассуждает глава ФНЭБ. — Что "Газпром" отвечает? Что, к сожалению, в том числе из-за действия европейских регуляторов, из-за санкций возникает ситуация, в которой он не может эти объемы поставить. Он это называет техническим форс-мажором. Все клиенты об этом получили уведомление".

Симонов напоминает про ситуацию с турбинами для трубопровода "Северный поток" и арестом торговых домов "Газпрома" в Европе. "Это касается и ситуации с польским участком "Ямал-Европы", и отказа Украины "транзитировать" газ через бывшую Луганскую область, — перечисляет эксперт. — Все это накладывает серьезный отпечаток на объемы поставок "Газпрома".

Что касается Алжира как альтернативного источника, то все, что можно было взять оттуда, рынки на ближайшую зиму уже забрали. "Все "отпылесосили" уже", — иронизирует глава ФНЭБ.

"Можно договариваться с Sonatrach, — рассуждает Симонов. — Есть варианты. Можно обсуждать, хотя они не закроют все дыры. И французы понимают это прекрасно". А если вариант не сработает, то решение очевидно — вернуться к нормальным отношениям в "газовой сфере" с Россией, резюмирует эксперт.

Автор: Олег Кривошапов

Источник: ПРАЙМ, 31.08.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики