Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Япония сделала выбор в пользу российского газа

Япония сделала выбор в пользу российского газа

Японская корпорация Mitsubishi сегодня официально подтвердила, что остается в проекте «Сахалин-2». Накануне также поступила и компания Mitsui. Данное решение флагманов японского бизнеса дает понять США и ЕС, что собственную энергобезопасность в Стране восходящего солнца ставят выше, чем следование антироссийским санкциям. А вот об еще одном участнике проекта сказать этого нельзя.

Всреду во второй половине дня японская корпорация Mitsubishi официально объявила о сохранении доли в проекте «Сахалин–2». Правительство РФ разрешило передать ее «дочке» DJS Japan 10% в новом операторе проекта ООО «Сахалинская энергия». Соответствующие документы подписаны премьером Михаилом Мишустиным. А во вторник российская сторона одобрила передачу также подтвердившей свое желание остаться компании Mitsui доли в размере 12,5%.

Напомним, что еще в июне президент Владимир Путин подписал указ «О применении специальных экономических мер в ТЭК в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». Согласно документу, оператор реализуемого на условиях соглашения о разделе продукции проекта «Сахалин-2» Sakhalin Energy Investment Company Ltd c Бермудских островов заменен на российское общество с ограниченной ответственностью.

Японские власти дали добро

Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в беседе с корреспондентом «Эксперта» напомнил, что оба японских партнера по проекту «Сахалин–2» ранее получили рекомендацию от японского правительства «крепко держаться своих долей в новом операторе».

«Это логично, ведь вопрос политический, и даже — внутриполитический. Компании вынуждены принимать решение с оглядкой на правительство. Поэтому я не думаю, что речь шла о каком–то внешнем давлении. Например, со стороны США», — заметил он.

Эксперт обратил внимание, что сейчас различные японские энергетические компании имеют долгосрочные контракты на поставки газа с «Сахалин–2», многие из них действуют до 2029–2030 года. «Япония не планирует от них отказываться. В текущих условиях, все потребители, имеющие подобные контракты, стараются их придерживаться, потому что цены по ним намного ниже, чем на том же спотовом рынке. Думаю, что японское правительство будет такой линии придерживаться последовательно. Во–первых, это вопрос цены, он очень важен, дешевле они не найдут. Во–вторых, это крайне удобная логистика, лучше и безопасней ничего нет. В–третьих, роль играет надежность долгосрочных контрактов. В-четвертых, Японии важно не допустить в “Сахалин–2” китайцев. И у Токио по этому поводу большие опасения, учитывая, что проект привлекательный. Поэтому отношение японцев к проекту не изменится не только в ближайшие месяцы, но и в ближайшие годы», — предположил он.

Что же касается другого крупного участника «Сахалина–2» — Shell, которая еще в феврале сообщила, что выходит из проекта — здесь ситуация менее однозначная. По мнению эксперта, компания не хочет заключать контракт с новым оператором и пытается тянуть время, ожидая что Россия сама расторгнет его. Затем британско-нидерландские нефтегазовики планируют подать иск о возмещении убытков. Алексей Белогорьев уверен, что компания сейчас изучает правовые и финансовые последствия ухода. Однако предпосылок, что Shell останется нет, считает замдиректора Института энергетики и финансов.

Shell скрывает свои намерения

В свою очередь заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отметил в комментарии «Эксперту», что Mitsui и Mitsubishi, помимо консультаций с собственным правительством, придется в рамках проекта продолжать непосредственное взаимодействие с властями РФ и «Газпромом». В связи с этим давление со стороны США и ЕС возможно. Однако в Токио явно дали понять, что выбрали свою энергобезопасность, а не солидарность со странами Запада.

«Что же касается долгосрочных контрактов, то сейчас их наличие особых гарантий не даёт. При обострении отношений стороны вводят рестрикции, которые имеют правовой приоритет перед коммерческими соглашениями. Но с другой стороны, когда есть взаимные интересы — это позволяет более осторожно себя вести и стараться избегать эскалации», — констатировал он.

Кроме того, Алексей Гривач выразил сомнение, что компания Shell, публичным заявлениям, действительно хочет покинуть «Сахалин–2». Тем более, с практически «пустыми руками». Однако ее желания не совсем совпадают с возможностями.

«Получить политическую поддержку в своей стране, как это сделали японские участники проекта, им пока не удалось. Если Shell не подаст заявку, то ее доля согласно указу президента РФ, будет продана, а средства за нее будут заморожены до завершения проверки на предмет влияния действий бывшего собственника на проект и интересы РФ», — указал он.

Остается заметить, что для принятия окончательного решения у Shell остается совсем мало времени. Отведенный на это месяц с момента регистрации «Сахалинской энергии», которая была осуществлена 5 августа текущего года, вот-вот закончится.

Автор: Екатерина Кобиц

Источник: Expert.ru, 31.08.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики