Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Пресс-релиз:25 октября 2007 г. в Брюсселе состоится Заседание координационной группы Евросоюза по газу (GCG), которая занимается выработкой мер по безопасности поставок природного газа.

Пресс-релиз:25 октября 2007 г. в Брюсселе состоится Заседание координационной группы Евросоюза по газу (GCG), которая занимается выработкой мер по безопасности поставок природного газа.

25 октября 2007 г. в Брюсселе состоится Заседание координационной группы Евросоюза по газу (GCG), которая занимается выработкой мер по безопасности поставок природного газа.
Участие во встрече от России и Украины приглашены заместители министров энергетики, а также представители "Газпрома" и украинской газовой компании.


В ходе заседания предполагается рассмотреть "газовые" проблемы между "Газпромом" и Украиной. Эксперты стран ЕС обсудят возможные последствия для поставок российского газа в Европу в связи с ситуацией, возникшей после того, как 2 октября "Газпром" уведомил своих европейских партнеров, что может начать сокращение поставок природного газа на Украину в случае неурегулирования в октябре долга украинской стороны в размере более 1,3 миллиарда долларов. Уже на следующий день, 3 октября, «Газпром» и Минтопэнерго Украины договорились на встрече в Москве о погашении украинской стороной задолженности до 1 ноября и о недопущении повторения этой ситуации в будущем. «Газпром» и Минтопэнерго Украины согласовали схему погашения задолженности за газ. 10 октября стало ясно, что проблема долга в $1, 3 млрд за поставки Украине российского газа решается тем, что "Газпром" в соответствии с подписанными документами становится собственником определенного объема газа из украинских подземных хранилищ газа.


В Еврокомиссии возникшую ситуацию назвали двусторонним коммерческим конфликтом, но для ее прояснения созвали экстренное заседание координационной группы с участием представителей российской и украинской сторон. В случае сокращения поставок газа европейским потребителям «Газпрому» как гаранту газоснабжения Европы будет непросто объяснить европейским потребителям перебои в поставках газа из-за «нюансов переговоров с третьей стороной». На рубеже 2005-2006 годов конфликт вокруг цен на газ для Украины уже приводил к его кратковременному отключению и сбою поставок в Европу. Угрозы конфликтов, связанных с проблемами транзита газа, существуют не только в отношениях с Украиной, через территорию которой проходит 80% экспорта российского газа в ЕС, но и с Белоруссией. 


Главное в ситуации заключается в том, что любые попытки решить проблемы цены на газ в странах-транзитерах трактуются Европейским союзом как применение энергетического оружия в отношениях с ЕС.
В реальности же этот тезис очень сомнителен. Во-первых, против ЕС энергетическое оружие не применяется – по крайней мере, никаких примеров не приводится. Так что говорить нужно только об Украине и Белоруссии, которые все же частью ЕС не являются. Во-вторых, под энергетическим оружием обычно понимается использование энергетики для обеспечения своих политических интересов. В случае с Украиной и Белоруссией главная цель России – заручиться их лояльностью. Но для этого мы должны не повышать, а снижать цену на газ. Только дешевый газ может рассматриваться как бонус за отказ европейской ориентации. На самом деле, Россия прямо не вмешивается во внутренние дела Украины, а только требует платить за газ по той цене, которую платит европейский потребитель – за вычетом транспортных расходов. Тем самым у Украины в политическом плане просто развязываются руки. Тоже самое касается и Белоруссии Россия не собирается делать исключения для стран СНГ. И правильно. Потому что истории про «славянское братство» уже поднадоели. Есть европейская цена на газ. И никакой «славянской» цены быть не должно.


Некоторые думают, что ликвидация посредников должна привести к снижению цен на газ, однако это сомнительно. Аналитики ФНЭБ считают, что лозунги будущего премьера Юлии Тимошенко о необходимости ликвидации посредников очень выгодны для России. Она защищает не национальные интересы Украины, а свои личные, потому что ее задача – влезть в коррупционную сферу этого транзита. Ликвидация посредников же позволит поднять цены на газ и получить дополнительные доходы в российский бюджет. И сделать это лучше как можно быстрее. Но очевидно, что Тимошенко может подготовить для России еще несколько сюрпризов.
Поэтому 115 млрд. кубометров газа в год, которые идут через Украину, все равно являются слишком большим риском. Так что России все равно приходится задумываться о новых возможностях для поставок газа в Европу.
Белоруссия предлагает делать упор на транзитном трубопроводе Ямал-Европа, по которому российский газ попадает на германский рынок транзитом через Белоруссию и Польшу. Для Белоруссии попытка заставить Россию отказаться от строительства североевропейского морского газопровода «Nord Stream» – всего лишь элемент торга за цену на газ, а обещание бесплатного транзита могут оказаться всего лишь популистскими заявлениями. Этот проект может стать еще одними воротами из России в Европу. Его лучше было бы рассматривать как не как альтернативу транзита через Украину, а как автономный проект. На фоне ветшающих белорусских и украинских труб необходимость строительства для России Nord Stream становится все более очевидной. Этот проект даст «Газпрому» независимость от Украины и Белоруссии как от транзитеров газа в Европу, тем более, что число конфликтов с ними постоянно растет. Учитывая все проблемы трубопровода, Путин пытается заручиться поддержкой влиятельных участников ЕС.

пресс-служба ФНЭБ

24.10.2007


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам
Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики