Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Пресс-релиз:25 октября 2007 г. в Брюсселе состоится Заседание координационной группы Евросоюза по газу (GCG), которая занимается выработкой мер по безопасности поставок природного газа.

Пресс-релиз:25 октября 2007 г. в Брюсселе состоится Заседание координационной группы Евросоюза по газу (GCG), которая занимается выработкой мер по безопасности поставок природного газа.

25 октября 2007 г. в Брюсселе состоится Заседание координационной группы Евросоюза по газу (GCG), которая занимается выработкой мер по безопасности поставок природного газа.
Участие во встрече от России и Украины приглашены заместители министров энергетики, а также представители "Газпрома" и украинской газовой компании.


В ходе заседания предполагается рассмотреть "газовые" проблемы между "Газпромом" и Украиной. Эксперты стран ЕС обсудят возможные последствия для поставок российского газа в Европу в связи с ситуацией, возникшей после того, как 2 октября "Газпром" уведомил своих европейских партнеров, что может начать сокращение поставок природного газа на Украину в случае неурегулирования в октябре долга украинской стороны в размере более 1,3 миллиарда долларов. Уже на следующий день, 3 октября, «Газпром» и Минтопэнерго Украины договорились на встрече в Москве о погашении украинской стороной задолженности до 1 ноября и о недопущении повторения этой ситуации в будущем. «Газпром» и Минтопэнерго Украины согласовали схему погашения задолженности за газ. 10 октября стало ясно, что проблема долга в $1, 3 млрд за поставки Украине российского газа решается тем, что "Газпром" в соответствии с подписанными документами становится собственником определенного объема газа из украинских подземных хранилищ газа.


В Еврокомиссии возникшую ситуацию назвали двусторонним коммерческим конфликтом, но для ее прояснения созвали экстренное заседание координационной группы с участием представителей российской и украинской сторон. В случае сокращения поставок газа европейским потребителям «Газпрому» как гаранту газоснабжения Европы будет непросто объяснить европейским потребителям перебои в поставках газа из-за «нюансов переговоров с третьей стороной». На рубеже 2005-2006 годов конфликт вокруг цен на газ для Украины уже приводил к его кратковременному отключению и сбою поставок в Европу. Угрозы конфликтов, связанных с проблемами транзита газа, существуют не только в отношениях с Украиной, через территорию которой проходит 80% экспорта российского газа в ЕС, но и с Белоруссией. 


Главное в ситуации заключается в том, что любые попытки решить проблемы цены на газ в странах-транзитерах трактуются Европейским союзом как применение энергетического оружия в отношениях с ЕС.
В реальности же этот тезис очень сомнителен. Во-первых, против ЕС энергетическое оружие не применяется – по крайней мере, никаких примеров не приводится. Так что говорить нужно только об Украине и Белоруссии, которые все же частью ЕС не являются. Во-вторых, под энергетическим оружием обычно понимается использование энергетики для обеспечения своих политических интересов. В случае с Украиной и Белоруссией главная цель России – заручиться их лояльностью. Но для этого мы должны не повышать, а снижать цену на газ. Только дешевый газ может рассматриваться как бонус за отказ европейской ориентации. На самом деле, Россия прямо не вмешивается во внутренние дела Украины, а только требует платить за газ по той цене, которую платит европейский потребитель – за вычетом транспортных расходов. Тем самым у Украины в политическом плане просто развязываются руки. Тоже самое касается и Белоруссии Россия не собирается делать исключения для стран СНГ. И правильно. Потому что истории про «славянское братство» уже поднадоели. Есть европейская цена на газ. И никакой «славянской» цены быть не должно.


Некоторые думают, что ликвидация посредников должна привести к снижению цен на газ, однако это сомнительно. Аналитики ФНЭБ считают, что лозунги будущего премьера Юлии Тимошенко о необходимости ликвидации посредников очень выгодны для России. Она защищает не национальные интересы Украины, а свои личные, потому что ее задача – влезть в коррупционную сферу этого транзита. Ликвидация посредников же позволит поднять цены на газ и получить дополнительные доходы в российский бюджет. И сделать это лучше как можно быстрее. Но очевидно, что Тимошенко может подготовить для России еще несколько сюрпризов.
Поэтому 115 млрд. кубометров газа в год, которые идут через Украину, все равно являются слишком большим риском. Так что России все равно приходится задумываться о новых возможностях для поставок газа в Европу.
Белоруссия предлагает делать упор на транзитном трубопроводе Ямал-Европа, по которому российский газ попадает на германский рынок транзитом через Белоруссию и Польшу. Для Белоруссии попытка заставить Россию отказаться от строительства североевропейского морского газопровода «Nord Stream» – всего лишь элемент торга за цену на газ, а обещание бесплатного транзита могут оказаться всего лишь популистскими заявлениями. Этот проект может стать еще одними воротами из России в Европу. Его лучше было бы рассматривать как не как альтернативу транзита через Украину, а как автономный проект. На фоне ветшающих белорусских и украинских труб необходимость строительства для России Nord Stream становится все более очевидной. Этот проект даст «Газпрому» независимость от Украины и Белоруссии как от транзитеров газа в Европу, тем более, что число конфликтов с ними постоянно растет. Учитывая все проблемы трубопровода, Путин пытается заручиться поддержкой влиятельных участников ЕС.

пресс-служба ФНЭБ

24.10.2007


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики