Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Германии пригрозили демонтировать «Северный поток - 2»: насколько это реально

В Германии пригрозили демонтировать «Северный поток - 2»: насколько это реально

Эксперт: «Предлагают разобрать чужой трубопровод и своровать не принадлежащий им газ»

Лидеры Свободной демократической партии Германии, входящей в правящую коалицию Бундестага ФРГ, потребовала демонтировать «Северный поток - 2». По мнению немецких демократов, газопровод изначально являлся «кремлевским геополитическим проектом», а его создание стало причиной значительной дипломатической изоляции Берлина. Насколько с технической точки зрения возможно разобрать экспортную трубу, строительство которой обошлась почти в 10 млрд евро, «МК» рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

- Представители СвДП – одной из ведущих политических сил ФРГ - призвали демонтировать российский газопровод «Северный поток-2». При этом они потребовали «скорейшей разработки концепции правовых, технических и экологических гарантий этого процесса». Но ведь газ из этой трубы, инвесторами которой в том числе являлись немецкие компании, в первую очередь предназначается европейским покупателям, терпящим сейчас бедствие из-за дефицита энергоресурсов. Неужели немцы собираются пилить сук, на котором сидят?

- Морская ветка международного газопровода «Северный поток - 2» полностью принадлежит швейцарской компании Nord Stream 2 («дочка» «Газпрома»), которая и является оператором проекта. Немецкие владельцы частично контролируют сухопутную ветку Eugal, специально построенную для доставки газа конечным потребителям из морской линии сырьевого маршрута. Наземная ветка была направлена на увеличение поставок в Европу в обход Украины. Поскольку выход этой магистрали из Балтийского моря расположен непосредственно вблизи от начала наземной части «Северного потока - 1», то сухопутные трубы Eugal до последнего времени использовались в качестве дополнительного канала поставок сырья именно для первой части газотранспортного проекта.

- То есть, именно эту часть и предлагается разобрать?

- Судя по всему, нет. Речь идет о 12-и мильном отрезке (чуть больше 22 км – Н.М.), который доводит морскую часть «Северного потока - 2» непосредственно до сухопутной ветви распределительной системы Германии (общая протяженность газопровода – 1234 км -

Н.М.). Эта ветка была достроена в 2020 году, задолго до официального, но так и несостоявшегося запуска нового газопровода в эксплуатацию. Юридически обосновать демонтаж труб на этой дистанции Германия может любым способом — это территориальные воды немецкого государства. Поэтому свои действия в этих водах, какими бы абсурдными они не казались, Берлин может объяснить аргументами, не выходящими за рамки международного юридического права.

- Но депутаты Бундестага говорят не о каких-то 12-и милях, а о разборке всего газопровода...

- Во-первых, поскольку труба практически полностью принадлежит «Газпрому», то такое намерение будет нарушать права собственников сырьевого маршрута, то есть российской компании. Во-вторых, не стоит забывать, что в настоящее время «Северный поток - 2» полностью наполнен буферным газом и находится под серьезным давлением. Для того, чтобы приступить к демонтажу, которым пока непонятно кто и за какие деньги будет заниматься, необходимо откачать наполняющий сейчас трубы газ. А это сырье принадлежит «Газпрому». Если этим делом займется сторонняя подрядная компания, привлеченная немецкими чиновниками, то ей либо придется улаживать соответствующие вопросы с «Газпромом», либо откачивать газ на свой страх и риск. Поскольку российская компания в качестве владельца сможет предъявить права на сырье и потребовать в судебной инстанции компенсацию за нерациональный расход углеводородов, а возможно даже за его воровство.

- Разве нельзя откачать газ, находящийся в трубе на расстоянии 12-и миль от немецкого берега, и не переходить на «российскую» строну газопровода?

- В том то и дело, что придется откачивать весь газ вплоть до Ленинградской области. Опустошая трубы, которые теоретически Германия может взять под свой контроль (на дистанции в 12 миль от берега), привлеченным компаниям придется отвечать и за газ, находящийся в трубе на подведомственной России территории. Довольно парадоксальная ситуация. Никакими законными обоснованиями для таких действий немцы не будут обладать.

- Так что же предлагают лидеры немецкой партии?

- По сути, предлагают разобрать чужой газопровод и своровать не принадлежащий им газ.

- Допустим, такое решение будет принято официальным Берлином. Кто за это заплатит?

- Совершенно непонятно. Необходима работа, по объемам соизмеримая с созданием газопровода. Сначала нужно будет подготовить специальный проект, аналогичный по степени сложности проекту возведения самого «Северного потока - 2» и сопровождающийся документацией, предполагающей оценку экологических издержек. Далее, потребуется подобрать пул компаний, которые не просто готовы, но и с технической точки зрения способны реализовать демонтаж такого объекта. Необходимо будет провести конкретные работы: отрезать трубу на требуемом расстоянии, полностью закупорить фрагменты ветки и так далее. Это десятки, если не сотни миллионов долларов, которые вкладывать на нынешнем этапе энергетического противостояния России с Западом, да и на фоне разбушевавшихся разногласий в ЕС, никто не собирается.

- То есть, вы не верите в реальность такого развития событий?

- Ситуация напоминает мне театр абсурда: европейцы собираются потратить миллионы на устранение вещи, которая и так не работает, поскольку ее эксплуатация ограничена юридическими требованиями самой Европы. Возникает вопрос: неужели страны Старого Света сами не верят в собственные юридические возможности, и для их подтверждения недостаточно одного лишь закона, а надо еще и за собственные деньги разрушить совершенно новый технологический объект - лишь бы убедиться, что умозрительная инициатива сработает».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 03.09.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики