Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правительство утвердило критерии для потенциальных покупателей доли «Сахалина-2»

Правительство утвердило критерии для потенциальных покупателей доли «Сахалина-2»

Документ не исключает участия в проекте «дочек» иностранных компаний, говорят эксперты

Правительство утвердило критерии, которым должно соответствовать юридическое лицо для выкупа доли в проекте «Сахалин-2», следует из постановления, опубликованного на официальном портале правовой информации.

Так, потенциальный покупатель должен соответствовать следующим критериям:

  • реализует проект по производству сжиженного природного газа с объемом производства более 4 млн тонн в год и суммарным накопленным объемом производства не менее 40 млн тонн;

  • обладает опытом эксплуатации завода по производству сжиженного природного газа с объемом производства более 4 млн тонн;

  • входит в группу лиц с юридическим лицом, обладающим опытом международной торговли сжиженным природным газом с суммарным накопленным объемом продаж не менее 40 млн тонн и имеющим договоры поставки сжиженного природного газа со сроком действия более 5 лет.

СПГ-проект «Сахалин-2» реализуется на шельфе острова Сахалин в рамках соглашения о разделе продукции (СРП). Он предусматривает разработку преимущественно нефтяного Пильтун-Астохского и преимущественного газового Лунского месторождений.

В конце июня 2022 г. президент России Владимир Путин подписал указ «О применении специальных экономических мер в ТЭКе в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». В соответствии с ним все права и обязанности прежнего оператора проекта «Сахалин-2» Sakhalin Energy Investment Company Ltd. перешли специально созданному ООО «Сахалинская энергия». Новый оператор сообщил о начале работы 19 августа. Владельцем контрольного пакета российской компании стал «Газпром». Ранее в СРП-проекте «Газпрому» принадлежало 50% плюс 1 акция, Shell — 27,5% минус 1 акция, японским Mitsui и Mitsubishi — 12,5 и 10% соответственно. Однако стало известно об отказе Shell от участия в новом операторе.

В конце августа японская финансово-промышленная группа Mitsui получила одобрение от правительства России на участие в проекте «Сахалин-2». Кроме того, премьер-министр Михаил Мишустин разрешил передать Mitsui долю в 12,5% в новом операторе проекта «Сахалин-2». Mitsubishi также сохранила свое участие в проекте, однако Shell решила из него выйти.

Эксперты, опрошенные «Ведомостями», называют лишь одну российскую компанию помимо контролирующего акционера (ПАО «Газпром»), удовлетворяющую условиям постановления, — «Новатэк».

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков поясняет, что у «Новатэка» есть проект «Ямал СПГ» с номинальной ежегодной производительность 16,5 млн т СПГ в год, при этом проект работает с превышением проектной мощности (в 2021 г. завод произвел 19,64 млн т СПГ. — «Ведомости»). «То есть фактически 40 млн т "Новатэк” уже произвел. У «Новатэка» есть экспортные контракты. Поэтому может быть не зря Владимир Путин упоминал «Новатэк» как компанию, которая много зарабатывает», — рассуждает эксперт.

С ним согласен замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. По мнению Фролова, участие «Новатэка» в проекте «Сахалин-2» было бы логичным с точки зрения «введения в оборот части финансов компании». Юшков предполагает, что «Новатэк» может стать акционером «Сахалина-2», а взамен будет участвовать в снабжении газом Камчатского края.

При этом Фролов не видит препятствий для участия в проекте зарегистрированных в РФ дочерних предприятий зарубежных компаний. «Из иностранных компаний, чьи российские дочерние предприятия могли бы претендовать на эту долю, можно было бы рассмотреть CNPC, которая натренировалась на российских проектах, и CNOOC», — сказал он. Со стратегический точки зрения, по мнению Фролова, участие китайских компаний более предпочтительно, чем участие «Новатэка», — как представителей рынка сбыта СПГ и крупной страны-судостроителя.

Управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин подтверждает, что в тексте постановления нет ограничений для китайского капитала. По его словам, ограничений нет и для иных стран, в том числе недружественных. «Это выглядит вполне логично, учитывая, что в капитал “Сахалина-2” разрешили войти японским компаниям», — отмечает юрист.

Авторы: Василий Милькин, Александр Волобуев

В подготовке статьи участвовал Денис Ильюшенков

Источник: Ведомости, 06.09.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики