Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правительство утвердило критерии для потенциальных покупателей доли «Сахалина-2»

Правительство утвердило критерии для потенциальных покупателей доли «Сахалина-2»

Документ не исключает участия в проекте «дочек» иностранных компаний, говорят эксперты

Правительство утвердило критерии, которым должно соответствовать юридическое лицо для выкупа доли в проекте «Сахалин-2», следует из постановления, опубликованного на официальном портале правовой информации.

Так, потенциальный покупатель должен соответствовать следующим критериям:

  • реализует проект по производству сжиженного природного газа с объемом производства более 4 млн тонн в год и суммарным накопленным объемом производства не менее 40 млн тонн;

  • обладает опытом эксплуатации завода по производству сжиженного природного газа с объемом производства более 4 млн тонн;

  • входит в группу лиц с юридическим лицом, обладающим опытом международной торговли сжиженным природным газом с суммарным накопленным объемом продаж не менее 40 млн тонн и имеющим договоры поставки сжиженного природного газа со сроком действия более 5 лет.

СПГ-проект «Сахалин-2» реализуется на шельфе острова Сахалин в рамках соглашения о разделе продукции (СРП). Он предусматривает разработку преимущественно нефтяного Пильтун-Астохского и преимущественного газового Лунского месторождений.

В конце июня 2022 г. президент России Владимир Путин подписал указ «О применении специальных экономических мер в ТЭКе в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». В соответствии с ним все права и обязанности прежнего оператора проекта «Сахалин-2» Sakhalin Energy Investment Company Ltd. перешли специально созданному ООО «Сахалинская энергия». Новый оператор сообщил о начале работы 19 августа. Владельцем контрольного пакета российской компании стал «Газпром». Ранее в СРП-проекте «Газпрому» принадлежало 50% плюс 1 акция, Shell — 27,5% минус 1 акция, японским Mitsui и Mitsubishi — 12,5 и 10% соответственно. Однако стало известно об отказе Shell от участия в новом операторе.

В конце августа японская финансово-промышленная группа Mitsui получила одобрение от правительства России на участие в проекте «Сахалин-2». Кроме того, премьер-министр Михаил Мишустин разрешил передать Mitsui долю в 12,5% в новом операторе проекта «Сахалин-2». Mitsubishi также сохранила свое участие в проекте, однако Shell решила из него выйти.

Эксперты, опрошенные «Ведомостями», называют лишь одну российскую компанию помимо контролирующего акционера (ПАО «Газпром»), удовлетворяющую условиям постановления, — «Новатэк».

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков поясняет, что у «Новатэка» есть проект «Ямал СПГ» с номинальной ежегодной производительность 16,5 млн т СПГ в год, при этом проект работает с превышением проектной мощности (в 2021 г. завод произвел 19,64 млн т СПГ. — «Ведомости»). «То есть фактически 40 млн т "Новатэк” уже произвел. У «Новатэка» есть экспортные контракты. Поэтому может быть не зря Владимир Путин упоминал «Новатэк» как компанию, которая много зарабатывает», — рассуждает эксперт.

С ним согласен замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. По мнению Фролова, участие «Новатэка» в проекте «Сахалин-2» было бы логичным с точки зрения «введения в оборот части финансов компании». Юшков предполагает, что «Новатэк» может стать акционером «Сахалина-2», а взамен будет участвовать в снабжении газом Камчатского края.

При этом Фролов не видит препятствий для участия в проекте зарегистрированных в РФ дочерних предприятий зарубежных компаний. «Из иностранных компаний, чьи российские дочерние предприятия могли бы претендовать на эту долю, можно было бы рассмотреть CNPC, которая натренировалась на российских проектах, и CNOOC», — сказал он. Со стратегический точки зрения, по мнению Фролова, участие китайских компаний более предпочтительно, чем участие «Новатэка», — как представителей рынка сбыта СПГ и крупной страны-судостроителя.

Управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин подтверждает, что в тексте постановления нет ограничений для китайского капитала. По его словам, ограничений нет и для иных стран, в том числе недружественных. «Это выглядит вполне логично, учитывая, что в капитал “Сахалина-2” разрешили войти японским компаниям», — отмечает юрист.

Авторы: Василий Милькин, Александр Волобуев

В подготовке статьи участвовал Денис Ильюшенков

Источник: Ведомости, 06.09.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики