Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > В ожидании развития ливийских событий

В ожидании развития ливийских событий

Как показала практика, прогнозировать ход гражданской войны в Ливии и международной интервенции довольно сложно. Казалось бы загнанный силами восставших в угол Муаммар Каддафи сумел оперативно мобилизовать силы иностранных профессиональных наемников, позволивших ему продержаться несколько недель, пока сыновья «лидера революции» возвращали контроль над значительной частью армии. Но и контрнаступление Каддафи на потерянные восточные территории тоже захлебнулось – на этот раз из-за вмешательства сил коалиции стран Запада. Теперь в сторону Триполи может показаться «вторая волна восстаний», когда повстанцы при поддержке авиации США и европейцев будут во второй раз брать города, потерянные ими в марте 2011 года.

Можно выделить 3 основных сценария развития событий – по образцу предыдущих военных интервенций США и их союзников.

Первый сценарий – «иракский». Он предполагает наземную операцию с полноценным свержением власти Каддафи и попыткой установить новую лояльную Западу власть во всей Ливии. Этот вариант стоит считать маловероятным из-за неготовности западных стран к масштабным человеческим потерям, неизбежным при наземной операции.

Второй сценарий – «афганский». Он предполагает масштабные авиаудары в сочетании с ограниченными действиями наземных войск, но все же основное наступление на земле должны вести сами повстанцы – то есть та сила в гражданской войне, которой Запад помогает. В случае с Афганистаном этой силой был оппозиционный талибам «Северный Альянс», в случае с Ливией – противники Каддафи, окопавшиеся в Бенгази. Этот вариант также стоит признать не слишком вероятным – прежде всего, из-за недостаточной боеспособности ливийских повстанцев. Но все же он полностью не исключен – особенно если лояльные Каддафи силы вновь начнут переходить на сторону оппозиции, как было в начале гражданской войны.

Третий сценарий – «сербский». Предполагает масштабные бомбардировки, после которых лидеру атакуемого режима (в данном случае – Каддафи) будет предложен компромисс – сохранение его власти на части территории в обмен на сецессию мятежных земель (Киренаики, «Восточной Ливии»). Этот вариант наиболее вероятен, поскольку позволит западным политикам и избежать наземной операции, и отчитаться перед избирателями об успешной защите повстанцев от диктатора. Главный нефтяной центр – город Рас-Лануф (находится на побережье в центре страны), скорее всего, попытаются присоединить к «Восточной Ливии», наладить там новую углеводородную добычу и логистику. Но долгосрочная лояльность Западу со стороны новых властей в Киренаике вовсе не гарантирована, ведь жесткие антизападные настроения любой «арабской улицы» остаются перманентным и стабильным фактором ближневосточной политики.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики