Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Америка – главный бенефициар? Кто выиграет в борьбе за углеводороды

Америка – главный бенефициар? Кто выиграет в борьбе за углеводороды

США могут выиграть от рецессии в Европе, поскольку это поможет Вашингтону в борьбе с их собственной инфляцией. Но полное прекращение экспорта российской нефти грозит серьёзными проблемами уже американской экономике.

Об этом пишет Washington Post, ссылаясь на американских экономистов и профильных чиновников:

Если Россия продолжит продавать миру нефть и только сократит экспорт газа в Европу, эффект для экономики США, вероятно, будет минимальным. На самом деле это может даже помочь американским фирмам, которые добывают природный газ.

Более скверный для США сценарий – отказ России от экспорта нефти, возможный в случае применения западными странами механизма так называемых ценовых ограничений.

Это толкнёт экономику в рецессию. Цены на бензин в одночасье взлетят до потолка, обратно к рекордным пяти долларам за галлон. Экономика не может переварить пять долларов за галлон,

– цитирует издание экономиста из агентства Moody's.

Выступая на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, президент Владимир Путин отметил, что "Запад находится не в том положении, чтобы диктовать условия России":

Есть контрактные обязательства, контракты на поставку. А если будут приниматься какие-то решения политического характера, противоречащие контрактам, то мы их просто выполнять не будем. И вообще не будем ничего поставлять, если это противоречит нашим интересам, в данном случае экономическим. Ни газ не будем поставлять, ни нефть, ни уголь, ни топочный мазут. Мы будем полностью выполнять наши контрактные обязательства. Но если кто-то попытается нам что-то навязать, то хочу отметить, те, кто нам что-то навязывают, не в том положении находятся сегодня, чтобы диктовать нам свою волю. Пусть одумаются. Ничего навязанного делать мы не будем. И у вас останется только одно, как в известной русской сказке приговаривают: "Мёрзни-мёрзни, волчий хвост".

Эту эпическую статью в Washington Post в программе "Царьград. Главное" обозреватель Юрий Пронько обсудил с ведущим экспертом Фонда национальной энергетической безопасности, научным сотрудником Финансового университета при правительстве России Станиславом Митраховичем.

Американцы не смогут всех принудить присоединиться к "картелю победителей"

Юрий Пронько: Как может дальше развиваться ситуация после заявления Владимира Путина? Я прекрасно понимаю, каким влиянием обладают группы лиц и корпорации, занимающиеся подобным экспортом. Понятно, что у них есть сторонники в кабинетах власти на самом высоком уровне. Но мы решимся на такой ответ?

Станислав Митрахович: Прежде всего, я думаю, что сам Запад не решится на полноценное введение механизма price-cap, потому что это очень рискованная история.

То есть, если бы сейчас был на дворе какой-нибудь однополярный 1995 год, то можно было бы предположить, что американцы смогли бы заставить всех мировых игроков присоединиться к своего рода картелю победителей.

Но сейчас другое время. Китай, Индия проводят самостоятельную линию, и есть целый набор аргументов, почему они не станут присоединяться к механизму price-cap.

Для Китая это стало бы уступкой американскому курсу, что Пекину стратегически совершенно не нужно. Для Индии это обернулось бы прекращением российских поставок, а сейчас Дели получает довольно серьёзный коммерческий дисконт.

Сейчас у них синица в руках, а они надеются получить журавля в небе. Если Индия и дальше не будет присоединяться к price-cap, она продолжит получать коммерческие дисконты.

Американцы не смогут проверить каждую заключённую сделку

– Но Вашингтон угрожает тем странам, компаниям, которые его ослушаются и не будут принимать участие в этой афере, которую пытается разогнать Америка. Не будет страшно тем, кто не послушается?

– Кому-то будет страшно, какие-то страны присоединятся к этой мере. И они прекратят получать наши энергоресурсы. Но опять же, чтобы все подряд согласились, это надо, чтобы была Британская империя XIX века или, может, начало – середина 90-х годов XX века.

Сейчас как это всё контролировать? Представьте себе, что какая-нибудь из энергетических компаний заключает сделку. И что, американцы придут и каждую сделку будут проверять? Их пустят во все точки? А если эта сделка проведена не в долларах, если страховщик не из Европы? Это уже сейчас делается.

Уже сейчас Малайзия поставляет нефти больше, чем добывает, перегружая нефть из России, что прямо признаёт Bloomberg. Значит, кто-то этим занимается – и страхует, и предоставляет услуги судоходного фрахта, и всё остальное. Тогда что? Они собираются наказывать всех подряд в Индии? Всех подряд в Азии? Всех подряд на Ближнем Востоке? Я думаю, это просто нерационально.

Другое дело, что они объявят, скажем, что благодаря их мерам русская нефть продаётся дешевле, чем могла бы. Но она и так продаётся уже полгода дешевле, чем могла бы быть. Но это не price-cap, а результат сложившихся обстоятельств, и в том числе коммерческих договорённостей.

А в эффективность на международном уровне механизма государственного регулирования под называнием price-cap я не верю.

– По газу они уже разошлись, не все в Евросоюзе оказались отмороженными. Однако на фоне происходящего возникает огромное желание им всем там подкузьмить. Есть у нас варианты, как это сделать?

– Можно поднять ставки в игре. Но это может быть рискованно для обеих сторон.

Можно прекратить поставки газа, например. Ведь мы до сих пор газ в Европу поставляем через Украину. Конечно, там объём в 2,5 раза меньше того, что было согласовано в контракте 2019 года. Но всё равно поставки идут. Но через Украину идут поставки и в Приднестровье, а это очень важный момент, который приходится учитывать нашему руководству.

Также идут поставки газа в Латвию, но вот тут точно можно вентиль перекрыть по нашему желанию.

Идут поставки через "Турецкий поток" во вторую нитку – дальше на Балканы и в Грецию. И кстати, российский СПГ по-прежнему идёт в Европу, в том числе и в Финляндию и ещё в некоторые страны.

На самом деле поставки сокращены раза в четыре по сравнению с тем объёмом, что поставлялся в первые дни сентября 2021 года. Там осталось уже не так много, и если все захотят выбрать газ одновременно, нечего будет даже обсуждать.

У нас там совсем небольшой лаг остаётся, примерно ¼ от того, что мы поставляли год назад. Но и здесь есть тоже пространство для дискуссий.

Можно зацепиться за какие-то отдельные бизнес-интересы, которые могут повлиять на ту политику, которую будут проводить в Европе следующей весной, когда люди поймут, что у них в платёжках немыслимые суммы, что одни предприятия закрылись, что ради спасения других предприятий было напечатано много денег, поэтому инфляция рванула вверх и так далее. 

Мы с вами скоро будем обсуждать сценарий прекращения транзита газа

Но, я думаю, расчёт такой. С другой стороны, мы с вами наблюдаем эскалирующий кризис. Поэтому я не удивлюсь, если мы где-нибудь через два месяца всё-таки будем обсуждать сценарий прекращения транзита газа, как минимум через Украину.

Если говорить о транспортировке через Турцию, то самое интересное, что туда мы поставляем газ менее дорогой, чем через Украину. Потому что через Турцию идёт газ в Венгрию и в Сербию. А там цена ниже в соответствии с политически мотивированными соглашениями.

А через Украину идёт тот газ, за который мы получаем больше денег. Я думаю, что это тоже имеет значение. Но опять же, это всё мы рассматриваем не как абстрактную какую-то торговлю, а применительно к условиям текущего кризиса и последних новостей военного характера.

Что касается Латвии, то они вообще-то официально собираются с Нового года отказаться от нашего газа.

– Как этот процесс можно ускорить?

– С Латвией проще всего – там объёмы совсем небольшие остались. Почему именно Латвия закупает? Потому что в Латвии хранилища крупные около Риги ещё со времён Советского Союза. Оттуда они своих соседей газом и снабжают – Эстонию и Финляндию.

Литва громко заявила, что она газ не покупает, но покупает Латвия, которая закачивает газ себе в хранилища, а потом они на нём живут. Возможно, это будет первое следующее отключение по графику, которого мы с вами можем дождаться.

Источник: Царьград, 15.09.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики