Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Взялись за кризис не с того конца»: спасет ли Европу отъем сверхприбыли нефтегазовых компаний

«Взялись за кризис не с того конца»: спасет ли Европу отъем сверхприбыли нефтегазовых компаний

Еврокомиссия (ЕК) предложила временно изымать сверхприбыль у энергетических компаний, чьи доходы в 2022 году выросли более чем на 20% по сравнению со средним показателем за три минувших года. Страны Европы ожидают привлечь €140 млрд «солидарных взносов», которые после используют для снижения цен на электричество. Решение ЕК лишь на время стабилизирует ситуацию, считают опрошенные «Компанией» эксперты.

Мера прежде всего будет распространяться на нефтяные, газовые и угольные компании, говорится в сообщении ЕК, в котором перечислены способы борьбы с ростом цен на коммунальные услуги. Страны ЕС будут забирать у компаний излишки доходов и распределять их между потребителями.

В первую очередь помощь получат незащищенные слои общества, наиболее пострадавшие от кризиса компании и энергоемкие производства. Благодаря этим средствам власти ЕС намерены финансировать межгосударственные проекты в рамках плана по уменьшению зависимости от ископаемого топлива REPowerEU.

«В нынешние времена было бы неправильно получать рекордные прибыли, выигрывая за счет войны и в ущерб потребителям, — отметила в заявлении председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен. — В эти времена прибыли должны быть направлены тем, кто в них нуждается больше всего». По словам Еврокомиссара по вопросам энергетики Кадри Симсон, ЕК предлагает изымать не менее 33% сверхприбыли таких компаний.

Также Еврокомиссия хочет ввести временное ограничение максимальной прибыли на уровне €180 за 1 МВт-ч для производителей энергии из возобновляемых источников и бурого угля, а также для предприятий атомной энергетики. Доходы этих поставщиков велики, а затраты — относительно стабильны, объяснили в ЕК. Вся прибыль свыше зафиксированного уровня тоже пойдет на сокращение расходов потребителей.

Среди других мер, предлагаемых ЕК, — сокращение потребления электричества по меньшей мере на 5% в часы, когда ее стоимость наиболее высокая. Так, до 31 марта 2023 года странам ЕС предложили ориентироваться на общее сокращение потребляемой электроэнергии по крайней мере на 10%.

ЕК планирует собрать с топливных и энергокомпаний ЕС до €257 млрд в 2022 году, €140 млрд из которых — за счет «взносов солидарности» с углеродных компаний и еще €117 млрд — за счет потолка прибыли на энергию с низким уровнем себестоимости. Теперь предложения ЕК предстоит рассмотреть министрам энергетики стран Евросоюза на заседании 30 сентября.

Страны Европы опасаются полного прекращения поставок российского газа до наполнения хранилищ. Одна из причин опасения — заявление президента России Владимира Путина о том, что Москва не будет поставлять энергоносители в страны, власти которых принимают политические решения, противоречащие условиям контрактов на поставку нефти и газа. «Вообще не будем ничего поставлять, если это противоречит нашим интересам, и в данном случае экономическим. Ни газ не будем поставлять, ни нефть, ни уголь, ни топочный мазут не будем поставлять», — подчеркивал Путин.

Меду тем власти ЕС готовятся ограничить импорт газа из России в рамках будущего пакета санкций. Источник РИА «Новости» не исключал, что это может произойти уже к концу осени, когда хранилища будут наполнены максимально. Между тем ЕК не удалось согласовать введение лимита стоимости российского газа. Тогда многие страны ЕС выступили против инициативы.

Нет сверхдоходов — нет инвестиций

Под эту инициативу изъятия сверхдоходов попадает огромное количество компаний, у которых теперь не будет денег для инвестиций в свое развитие, объясняет международный эксперт рынка ресурсов и энергетики Владимир Демидов. По его словам, теперь ЕК будет вынуждена либо печатать деньги и увеличивать налоги обычных граждан, либо вкладываться в альтернативные источники энергии, чтобы получить независимость от российского газа. «Скорее всего, платить в итоге придется людям», — допускает аналитик.

Демидов считает, что мера нарушает правила свободного рынка и сможет лишь смягчить удар энергокризиса. Инициатива только на время стабилизирует ситуацию, соглашается ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. Он считает, что это «дестимулирует предпринимателей». Митрахович отметил, что меры могут распространиться и на другие сектора производства. Тогда, по его мнению, встанет вопрос, стоит ли вообще вкладываться в бизнес, который вынужден отдавать сверхдоходы, а это «очень опасная история».

«Для того чтобы в Великобритании цена домохозяйств на коммунальную электроэнергию не выросла за £2500 фунтов за год, нужно потратить 5% ВВП. А где деньги взять? Надо либо налоги увеличивать, в том числе для электроэнергетических компаний, либо правда печатать деньги, но это спровоцирует инфляцию и дефляцию собственной валюты», — рассуждает Митрахович.

Он назвал попытки ЕК компенсировать финансовые убытки от отсутствия российского газа «тришкиным кафтаном» — забрать деньги у производителя электричества и отдать его потребителям. «Это не сможет работать долгое время, могут быть очень серьезные последствия, например кризис доверия в отношении властей со стороны бизнеса, кризис недостаточных инвестиций», — отметил Митрахович.

Кризис вызван не деятельностью энергетических компаний, напоминает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. По его словам, в первую очередь властям ЕС нужно обратить внимание на спекуляции на газовом рынке со стороны трейдеров. Такие спекуляции вызвали «необыкновенный взлет» стоимости по сравнению с азиатскими и американскими ценами, а на этом позже стали наживаться поставщики электроэнергии. «Думаю, они взялись за кризис не с того конца», — подчеркнул Крутихин.

Авторы: Алина Чупанова, Мария Глазкова

Источник: Компания, 15.09.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики