Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Взялись за кризис не с того конца»: спасет ли Европу отъем сверхприбыли нефтегазовых компаний

«Взялись за кризис не с того конца»: спасет ли Европу отъем сверхприбыли нефтегазовых компаний

Еврокомиссия (ЕК) предложила временно изымать сверхприбыль у энергетических компаний, чьи доходы в 2022 году выросли более чем на 20% по сравнению со средним показателем за три минувших года. Страны Европы ожидают привлечь €140 млрд «солидарных взносов», которые после используют для снижения цен на электричество. Решение ЕК лишь на время стабилизирует ситуацию, считают опрошенные «Компанией» эксперты.

Мера прежде всего будет распространяться на нефтяные, газовые и угольные компании, говорится в сообщении ЕК, в котором перечислены способы борьбы с ростом цен на коммунальные услуги. Страны ЕС будут забирать у компаний излишки доходов и распределять их между потребителями.

В первую очередь помощь получат незащищенные слои общества, наиболее пострадавшие от кризиса компании и энергоемкие производства. Благодаря этим средствам власти ЕС намерены финансировать межгосударственные проекты в рамках плана по уменьшению зависимости от ископаемого топлива REPowerEU.

«В нынешние времена было бы неправильно получать рекордные прибыли, выигрывая за счет войны и в ущерб потребителям, — отметила в заявлении председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен. — В эти времена прибыли должны быть направлены тем, кто в них нуждается больше всего». По словам Еврокомиссара по вопросам энергетики Кадри Симсон, ЕК предлагает изымать не менее 33% сверхприбыли таких компаний.

Также Еврокомиссия хочет ввести временное ограничение максимальной прибыли на уровне €180 за 1 МВт-ч для производителей энергии из возобновляемых источников и бурого угля, а также для предприятий атомной энергетики. Доходы этих поставщиков велики, а затраты — относительно стабильны, объяснили в ЕК. Вся прибыль свыше зафиксированного уровня тоже пойдет на сокращение расходов потребителей.

Среди других мер, предлагаемых ЕК, — сокращение потребления электричества по меньшей мере на 5% в часы, когда ее стоимость наиболее высокая. Так, до 31 марта 2023 года странам ЕС предложили ориентироваться на общее сокращение потребляемой электроэнергии по крайней мере на 10%.

ЕК планирует собрать с топливных и энергокомпаний ЕС до €257 млрд в 2022 году, €140 млрд из которых — за счет «взносов солидарности» с углеродных компаний и еще €117 млрд — за счет потолка прибыли на энергию с низким уровнем себестоимости. Теперь предложения ЕК предстоит рассмотреть министрам энергетики стран Евросоюза на заседании 30 сентября.

Страны Европы опасаются полного прекращения поставок российского газа до наполнения хранилищ. Одна из причин опасения — заявление президента России Владимира Путина о том, что Москва не будет поставлять энергоносители в страны, власти которых принимают политические решения, противоречащие условиям контрактов на поставку нефти и газа. «Вообще не будем ничего поставлять, если это противоречит нашим интересам, и в данном случае экономическим. Ни газ не будем поставлять, ни нефть, ни уголь, ни топочный мазут не будем поставлять», — подчеркивал Путин.

Меду тем власти ЕС готовятся ограничить импорт газа из России в рамках будущего пакета санкций. Источник РИА «Новости» не исключал, что это может произойти уже к концу осени, когда хранилища будут наполнены максимально. Между тем ЕК не удалось согласовать введение лимита стоимости российского газа. Тогда многие страны ЕС выступили против инициативы.

Нет сверхдоходов — нет инвестиций

Под эту инициативу изъятия сверхдоходов попадает огромное количество компаний, у которых теперь не будет денег для инвестиций в свое развитие, объясняет международный эксперт рынка ресурсов и энергетики Владимир Демидов. По его словам, теперь ЕК будет вынуждена либо печатать деньги и увеличивать налоги обычных граждан, либо вкладываться в альтернативные источники энергии, чтобы получить независимость от российского газа. «Скорее всего, платить в итоге придется людям», — допускает аналитик.

Демидов считает, что мера нарушает правила свободного рынка и сможет лишь смягчить удар энергокризиса. Инициатива только на время стабилизирует ситуацию, соглашается ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. Он считает, что это «дестимулирует предпринимателей». Митрахович отметил, что меры могут распространиться и на другие сектора производства. Тогда, по его мнению, встанет вопрос, стоит ли вообще вкладываться в бизнес, который вынужден отдавать сверхдоходы, а это «очень опасная история».

«Для того чтобы в Великобритании цена домохозяйств на коммунальную электроэнергию не выросла за £2500 фунтов за год, нужно потратить 5% ВВП. А где деньги взять? Надо либо налоги увеличивать, в том числе для электроэнергетических компаний, либо правда печатать деньги, но это спровоцирует инфляцию и дефляцию собственной валюты», — рассуждает Митрахович.

Он назвал попытки ЕК компенсировать финансовые убытки от отсутствия российского газа «тришкиным кафтаном» — забрать деньги у производителя электричества и отдать его потребителям. «Это не сможет работать долгое время, могут быть очень серьезные последствия, например кризис доверия в отношении властей со стороны бизнеса, кризис недостаточных инвестиций», — отметил Митрахович.

Кризис вызван не деятельностью энергетических компаний, напоминает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. По его словам, в первую очередь властям ЕС нужно обратить внимание на спекуляции на газовом рынке со стороны трейдеров. Такие спекуляции вызвали «необыкновенный взлет» стоимости по сравнению с азиатскими и американскими ценами, а на этом позже стали наживаться поставщики электроэнергии. «Думаю, они взялись за кризис не с того конца», — подчеркнул Крутихин.

Авторы: Алина Чупанова, Мария Глазкова

Источник: Компания, 15.09.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики