Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Морозы разрушат газовые иллюзии Евросоюза и Германии

Морозы разрушат газовые иллюзии Евросоюза и Германии

Газовые перспективы европейской экономики зависят от температуры зимой, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов. Если придут жесткие морозы, то загрузка сырья в хранилища не спасет страны ЕС.

Европа сделала ставку на ПХГ

Власти ФРГ и ЕС сделали ставку на загрузку подземных хранилищ газа (ПХГ), чтобы купировать негативное воздействие дефицита российского сырья.

Немцы планируют заполнить свои ПХГ на 95% к ноябрю 2022 года и пока идут с опережением.

Европейские ПХГ заполнены на 85% при целевом уровне Евросоюза в 2022 году в 80%, сообщает Gas Infrastructure Europe. Суммарный объем на 15 сентября 2022 года составил 91,64 млрд кубометров газа. В ФРГ ситуация еще лучше, но в «Газпроме» считают, что запасов национальных ПХГ немцам хватит только на два месяца работы.

Еще нельзя забывать, что скорость выкачки неравномерна, и она будет снижаться, но до зимы еще далеко, а ЕС и ФРГ убеждают граждан, что ПХГ им помогут.

«Германские и европейские власти делают большую ставку на ПХГ, но пока не ясно, когда начнется отопительный сезон. Многое зависит от погоды – кроме рекордного показателя заполнения хранилищ присутствует и второй фактор, а именно увеличение европейскими странами мощностей по приему СПГ. ФРГ хочет построить сразу пять СПГ-терминалов», - заключает энергоэксперт Александр Перов.

Немцы не успеют: максимум будут готовы пять плавучих комплексов типа Independence, которые уже много лет работают в Клайпеде. Остальные три в лучшем случае будут готовы в течение первой половины 2023 года.

«Раньше Германия не имела ни одного СПГ-терминала, а теперь планирует построить пять, и это еще один фактор кроме заполнения ПХГ, на который немцы сегодня рассчитывают. Понятно, что терминалы погоды не сделают, но Берлин хочет через них получить часть газа. Здесь все зависит от температуры – если будет холодная зима, то эти планы не будут реализованы», - констатирует Перов.

Самый плохой сценарий предполагает распространение низких температур как на Европу, так и Азию, что приведет к резкому увеличению спроса.

«В таком случае предложения СПГ не хватит на обеспечение как европейского и азиатского рынков, не помогут здесь и астрономические биржевые цены в ЕС. У европейцев ситуация с несколькими неизвестными», - резюмирует Перов.

Правительство ФРГ провело моделирование возможных последствий и пришло к выводу, что газа немцам хватит при любом развитии событий, но по оптимизму Берлина есть вопросы, да и Хабек уже делал выводы на основании сфальсифицированных цифр.

«Перспективы Евросоюза все-таки упираются в температуру зимой, однако если вдруг придут жесткие холода, то тогда встанут серьезные вопросы. Российские власти как раз делают ставку на то, что зима и морозы вынудят европейцев пойти на уступки как по газу, так и по другим вопросам. Интерес у сторон противоположный, и многое зависит от нюансов развития ситуации», - заключает Перов.

Посмотрим на чьей стороны окажутся силы природы. Данная драма начнется разворачиваться с ноября 2022 года. Затем европейцам также придется пережить эмбарго на российские нефть и нефтепродукты, что значительно ухудшит конъюнктуру.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 18.09.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики