Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Труба невезения

Труба невезения

Экспорт казахской нефти преследуют риски

Для Каспийского трубопроводного консорциума 2022 год стал самым неудачным в истории компании. За восемь месяцев года прокачка нефти по маршруту от месторождений Казахстана до порта Новороссийска уже останавливалась как минимум три раза, а теперь может быть ограничена до весны. В связи с этим поставщики заявляют, что активно ищут альтернативные маршруты, хотя фактически отгрузка пока не ограничена на фоне снижения добычи на крупнейших месторождениях Казахстана.

33 несчастья

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), по системе которого прокачивается 80% экспортной нефти Казахстана, сократил на 22% график отгрузок сорта CPC Blend из порта Новороссийск, до 4 млн, по сравнению с предварительной версией плана. Компания вынуждена идти на корректировки из-за выхода из строя двух из трех выносных причальных устройств (ВПУ) на терминале Южная Озереевка. В конце августа КТК обнаружил на причальном оборудовании повреждения, требующие ремонта. В частности, консорциум 22 августа сообщил, что в узлах крепления подводных рукавов к танкам плавучести, которые являются опорой для подводных рукавов шлангов, через которые идет отгрузка нефти, появились трещины. Помимо этого на танке ВПУ-2 зафиксировано смещение шарнирного соединения в районе трещины. При этом в компании подчеркивали, что угрозы населению, флоре и фауне Черного моря нет, так как герметичность оборудования сохранена. Плановый осмотр третьего причального устройства не выявил неисправностей.

Хотя повреждения не угрожают природе и не предполагают разлива сырья, они существенно ограничивают возможности КТК по экспорту. На полной мощности по трубопроводу может прокачиваться почти 70 млн тонн нефти (план на 2022 год составлял 67 млн тонн), но на фоне остановки работы двух ВПУ этот показатель снизится как минимум на 50%, до 28–30 млн тонн в годовом исчислении. С учетом ограничений ожидается, что в 2022 году КТК сможет прокачать 50-55 млн тонн нефти.

Это уже четвертый инцидент в Новороссийске с начала года, который или привел к снижению отгрузки по КТК, или создал риски для работы терминала. Так, в марте шторм повредил отгрузочные шланги на двух ВПУ, им потребовался ремонт, затянувшийся на месяц. В мае около подводного нефтепровода велось разминирование снарядов времен ВОВ и периодически закрывалась акватория, а в июле прекратить работу консорциума на 30 дней потребовал Приморский районный суд Новороссийска из-за экологических нарушений. Впрочем, это решение было быстро оспорено компанией, которая ссылалась на технологические угрозы остановки своей работы, и в итоге отгрузка не останавливалась. А суд заменил решение о приостановке работы штрафом в 200 тыс. руб.

Время — деньги

В нынешней ситуации основным вопросом становятся сроки ремонта. Сами танки плавучести есть у КТК в резерве, но для того, чтобы их заменить, компании требуется привлечь подрядчиков, располагающих специальными судами. Выбирать их консорциум должен на конкурсной основе, что требует времени на проведение предквалификационного отбора. В конце августа компания сообщала, что он почти завершен, в нем участвовали как иностранные, так и российские компании. Но окончательных итогов пока официально КТК не объявлял. Но даже если консорциум успеет выбрать подрядчика в сентябре, времени на сам ремонт остается не так много: в октябре в районе терминала начинаются сезонные шторма, которые не позволят проводить работы по замене танков. В этом случае ремонт затянется до марта, когда снова настанет благоприятная погода. За это время мировой рынок недосчитается примерно 15 млн тонн нефти из Казахстана и с российского Каспия.

Основным поставщиком в трубу КТК является подконтрольная американской Chevron «Тенгизшевройл» (оператор крупного месторождения Тенгиз). С учетом такой принадлежности на сорт CPC Blend нет западных санкций и, следовательно, дисконта. Сейчас нефти, поставляемая по трубе КТК, торгуется с премией к российской экспортной Urals.

И, по мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, именно Chevron (владеет 15% КТК) и другие иностранные акционеры консорциума могут пострадать больше всех от ограничения поставок из Казахстана. Долями в КТК помимо американского производителя владеют Россия (31%), Казахстан (20,75%), LUKARCO B.V. (12,5%), Mobil Caspian Pipeline Company и Rosneft-Shell Caspian Ventures (по 7,5%), BG Overseas Holding и Eni International (по 2%), а также Oryx Caspian Pipeline LLC (1,75%). Если ремонт двух ВПУ затянется, поставщикам придется искать альтернативные маршруты экспорта. Также новые схемы поставок придется искать и российским компаниям, которые сдают нефть со своих каспийских месторождений в систему.

Иллюзия выбора

Фактически у Казахстана и других акционеров КТК не так много вариантов перенаправления своих потоков нефти. Нур-Султан, который находится в наименее рискованной позиции, может продолжать прокачивание сырья через Россию, отгружая ее в других портах, например через Балтийское море. Такой маршрут допускает прокачки около 30% годовых объемов КТК (20 млн тонн нефти) с учетом свободных мощностей оператора российской системы нефтепроводов «Транснефти». Еще около 5 млн тонн Казахстан может перенаправить в нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан. Соответствующие переговоры казахский государственный «Казмунайгаз» ведет с Госнефтекомпанией Азербайджана. Но чтобы поставить нефть по этому маршруту, ее придется везти до трубы танкерами через Каспийское море, что существенно увеличит стоимость экспорта.

Также в июле президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил «Казмунайгазу» проработать оптимальные варианты реализации Транскаспийского международного транспортного маршрута для диверсификации поставок казахстанской нефти. Проект был запущен в 2017 году и предполагает прокладку коридора через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы. В его рамках идут контейнерные поставки как морем, так и по железной дороге. Но пока объемы перевозок невелики. В целом транспортная инфраструктура коридора позволяет поставлять по нему около 6 млн тонн грузов в год. За восемь месяцев текущего года по Транскаспийскому маршруту прошло 1,3 млн тонн грузов (рост в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021-го).

Уходить рано

Но пока острой необходимости искать альтернативные маршруты у Нур-Султана нет, так как даже один ВПУ в Новороссийске справляется со сниженными объемами отгрузки на фоне ремонтов на крупнейших месторождениях страны — Кашагане и Тенгизе. Добыча на Кашагане была приостановлена в начале августа после обнаружения утечки газа на установке комплексной подготовки нефти и газа «Болашак». С 10 августа производство на месторождении составляло около 100 тыс. баррелей в сутки. Оператор проекта консорциум North Caspian Operating Company планирует постепенно наращивать объем добычи. Но, как сообщало Минэнерго Казахстана, после завершения плановых работ на Кашагане и Тенгизе начнется капитальный ремонт на Карачаганаке, который продлится с 12 сентября по 6 октября, что снова ограничит национальные показатели производства.

Несмотря на то что ремонт на КТК никак не ограничивает экспорт Казахстана в данный момент, инвесторы восприняли ситуацию негативно. Международное рейтинговое агентство S&P 5 сентября изменило прогноз долгосрочного и краткосрочного суверенных кредитных рейтингов со «стабильного» на «негативный». По мнению экспертов, Казахстан «остается уязвимым в отношении возможных перебоев в работе КТК», а снижение пропускной способности этого маршрута в течение продолжительного времени может негативно сказаться на внешнеэкономических и фискальных показателях страны.

По мнению некоторых казахстанских экспертов, иностранные акционеры хотят воспользоваться подобными экспертными оценками, чтобы начать переговоры о снижении тарифов на прокачку по трубопроводу КТК. Это может быть следствием вероятного пересмотра СРП и правительственных соглашений с иностранными добывающими компаниями по добыче нефти в Казахстане. Сейчас тариф на транспортировку составляет $38 на тонну, что и так существенно ниже ставок по другим направлениям. Впрочем, пока с таким предложением никто из участников консорциума официально не обращался.

Автор: Ольга Матвеева

Источник: Коммерсантъ Приложения, 19.09.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики