Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Без страховки и упрека

Без страховки и упрека

Россия пытается обезопасить перевозку нефти

Хотя Евросоюз и Великобритания пока не решаются вводить полный запрет на страхование танкеров с российской нефтью из-за опасений энергетического кризиса, Москва ищет варианты замены им в дружественных странах и внутри страны. Но создание российского страховщика потребует больших средств и политической поддержки потребителей.

Пакет с «козырями»

Россия пытается заранее нивелировать обнародованные западными странами планы по ограничению ее экспорта углеводородов. Например, как сообщил в начале сентября министр энергетики Николай Шульгинов, страна подготовила меры, которые позволят национальным нефтекомпаниям избежать последствий в случае запрета странами Запада страхования морской перевозки сырья из РФ. В частности, Москва изучает возможность сотрудничества с компаниями из дружественных стран, а также создание своего собственного страховщика. Но такой вариант предполагает взаимное признание странами этой организации, пояснил чиновник в интервью ТАСС.

Напомним, шестой пакет санкций против РФ, который согласовывался Евросоюзом почти два месяца, включает среди прочего отложенное эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов из России. Помимо этого, по неофициальной информации, ЕС и Великобритания договорились ввести скоординированный запрет на страхование судов с российской нефтью. При этом пока, по данным The Financial Times, Великобритания, где находится крупнейший рынок страхования Lloyd`s of London, решила отложить тотальный запрет, но ввела его в отношении танкеров, которые везут российскую нефть в королевство. Ограничения начнут действовать после 31 декабря, а компаниям будет разрешено страховать нефть, доставляемую морем в третьи страны. Пока же европейским страховщикам разрешается работать с некоторыми российскими госкомпаниями, среди которых, по данным FT, «Роснефть».

Нависшая угроза

Страхование при осуществлении морских перевозок позволяет судовладельцам минимизировать свои риски и выполнять требования различных международных конвенций. Для этого на рынке есть различные механизмы: страхование ответственности судовладельца (очень большое и широкое покрытие, предоставляющее защиту имущественных интересов судовладельца в результате возникновения убытков, претензий со стороны третьих лиц, включая, но не ограничиваясь членами экипажа, грузовладельцами, другими судовладельцами, портовыми властями и так далее), страхование судна, страхование перевозимого груза.

По мнению экспертов рынка, запрет со стороны Великобритании и ЕС на страхование морских перевозок российской нефти станет «самым всеобъемлющим ограничением» в отношении российских нефтепродуктов и закроет Москве доступ к большей части мирового танкерного флота. В этом случае Россия сможет поставлять свою нефть только трубопроводами, что будет ограничено азиатским направлением (Китай) и всего несколькими странами Европы (например, Венгрия). Отгрузки по морю в третьи страны могут оказаться затруднены или вообще невозможны.

Как объяснил глава брокера и общества взаимного страхования «Ростеха» Николай Галушин, судовладелец может принять решение и не страховать каско судна. Но вот без страхования ответственности судовладельца обойтись в мировой практике нельзя. При страховании ответственности по большим судам, по танкерам лимиты по договорам страхования ответственности судовладельца могут достигать $1–2 млрд. Соответственно, такие лимиты требуют перестрахования. «В нынешних условиях у российских страховщиков нет возможности обеспечить страхование с последующим перестрахованием на традиционных рынках рисков с такими лимитами из-за законодательного запрета на осуществление перестрахования за рубежом,— говорит Николай Галушин.— Альтернативой является Российская национальная перестраховочная компания (РНПК), которая может в силу докапитализации компании до 750 млрд руб. обеспечить защиту интересов страховщиков и их клиентов в части страхования ответственности судовладельца».

По мнению эксперта, с танкерами, перевозящими российскую нефть, ситуация может усугубляться тем, что эти суда не находятся под российским флагом, могут не принадлежать российскому бизнесу, то есть могли быть застрахованными и не в России, а сразу в клубах. «Поэтому формально нероссийские суда, которые перевозят российскую нефть, могут оказаться без страховой/перестраховочной защиты. А без нее при потенциальных рисках многомиллионных претензий, рисках ареста и потери судов возить нефть, скорее всего, не будут»,— добавляет он. По его мнению, выходом здесь может быть, если возмещение возьмет на себя РНПК вне зависимости от размера лимита по договору, а вот организацию защиты придется строить страховщикам самостоятельно или с помощью партнеров в третьих странах: «Можно обратиться за опытом к иранскому клубу, который представляет собой конструкцию частно-государственного партнерства: в пределах определенного лимита ответственность несет пул, созданный национальными игроками, а сверх этой суммы предоставлена гарантия со стороны государства. При этом оператором по рассмотрению убытков выступает пул. Совокупный лимит иранского пула составляет $500 млн».

Дорогая безопасность

По оценкам аналитического агентства S&P Global Platts, ряд глобальных страховых компаний уже в первые дни спецоперации на территории Украины стал сокращать свое сотрудничество с компаниями, перевозящими морем российскую нефть. Хотя небольшая часть мирового танкерного и сухогрузного флота, напротив, начала специализироваться на торговле российской нефтью, углем, зерном и нефтепродуктами, несмотря на финансовые санкции. При этом страховое покрытие для этих кораблей стало непомерно дорогим, поскольку оно включало премию за военный риск. Но это компенсировалось скидками, которые предлагала РФ на свои грузы, в том числе нефть. Эта премия, которая первоначально составляла 1% от стоимости корпуса корабля, увеличилась в десять раз за несколько недель военных действий, в результате чего страхование корабля становилось дороже, чем стоимость его фрахтования. Если запрет на страхование будет введен, то, как считают аналитики S&P Global Platts, эта страховка будет недоступна вообще, даже с большой премией, поэтому вместо нее будут попытки использовать более дешевую местную страховку с надеждой, что во время рейса не произойдет неблагоприятных инцидентов.

При этом уже сейчас многие западные страховые компании отказываются работать с российскими товарами и российскими судами, согласен ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Он отмечает, что часть экспортных поставок российской нефти страхуют азиатские компании или российские структуры. «Хотя стороны это не афишируют, но, по всей видимости, многие партии российской нефти страхуют национальные компании под государственные гарантии РФ. Это вполне устраивает индийских покупателей,— утверждает эксперт.— Аналогичные процессы происходят не только в сегменте страхования перевозок российской нефти, но и в страховании самих сделок по покупке нефти».

По его мнению, стоит ожидать, что в конечном итоге все операции по вывозу нефти будут получать госгарантии, а формальным страховщиком будут выступать государственные компании. Все вопросы будут согласовываться с крупным покупателем. А таковыми в среднесрочной перспективе станут страны Азии, прежде всего Индия и Китай. В случае же, если «импортозамещение» в сегменте страхования экспортных операций в нефтяной отрасли будет запаздывать или просто работать плохо, России придется сокращать экспорт.

При этом, как прогнозирует аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин, реальные проблемы с поставками российской нефти потребителям определенно обострят нехватку топлива в мире, что приведет сначала к очень высоким ценам, а потом и к рецессии в экономике.

Автор: Константин Анохин

Источник: Коммерсантъ Приложения, 19.09.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики