Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему Китай тянет с контрактом на поставки газа по "Силе Сибири-2"

Почему Китай тянет с контрактом на поставки газа по "Силе Сибири-2"

По итогам 2022 года снижение экспорта газа в Европу из России ожидается на уровне около 50 млрд кубометров. В 2023 году уменьшение объемов может продолжиться: по некоторым прогнозам, до 100 млрд кубометров. На этот объем отечественным компаниям придется снизить добычу, пока не появятся новые экспортные маршруты.

Наибольшим по объемам и скорейшим по срокам запуска таким проектом может стать газопровод "Сила Сибири-2" из России в Китай через Монголию. Зарубежная часть этого маршрута будет называться "Союз-Восток". По словам вице-премьера Александра Новака, строительство газопровода начнется в 2024 году. Его мощность составит до 50 млрд кубометров газа в год. Окончание работ запланировано в 2028 году.

Российский трубопроводный газ для Китая будет значительно дешевле СПГ

Решение о строительстве принято, но главный покупатель газа - Китай - контракт на поставку газа с Россией так и не заключил. Причина проста, Пекин старается выторговать для себя наилучшие условия контракта. Но если до 2022 года для России речь шла об увеличении объемов поставок на новые рынки, то сейчас о поддержании уровня добычи и экспорта газа. А это налоговые поступления в бюджет, занятость населения и также финансовое обеспечение многих социально-экономических программ, в том числе газификации.

По мнению заместителя декана экономического факультета МГУ Александра Курдина, мало сомнений в том, что китайская сторона будет максимально использовать свои переговорные преимущества - вообще и в рамках данного проекта в частности - в условиях недостатка альтернатив для экспорта газа у России.

Как отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра "ИнфоТЭК" Валерий Андрианов, переговоры с Китаем по цене и условиям поставок - это всегда нелегкий квест. Впрочем, как и любые дипломатические и деловые связи с Поднебесной. Если Восток - дело тонкое, то Китай - тонкое вдвойне. Но одно дело - обсуждение с КНР цены в рамках обоюдовыгодной сделки, а другое дело - политически мотивированная и не имеющая экономического основания истерика Европы вокруг импорта российских энергоносителей, подчеркивает эксперт.

Неторопливость Пекина также можно объяснить сменой маршрута поставок. Да, Китаю нужен дешевый газ. Но ранее планировалось, что "Сила Сибири-2" пройдет через Алтай в восточные регионы Китая. Они наименее газифицированы, и в Поднебесной связывали строительство газопровода с промышленным развитием этих областей. Новый маршрут через Монголию доставит газ в центральный Китай ближе к западному побережью, которое и так получает газ по "Силе Сибири" и в виде СПГ. Газ здесь у них есть, но можно получить более выгодную цену.

Российский трубопроводный газ будет значительно дешевле СПГ, особенно на фоне ситуации в Европе, считает Андрианов. Европа сейчас активно оттягивает на себя поставки из азиатского региона, что приводит к росту цен на газ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и к уменьшению импорта СПГ Китаем (по прогнозам, на 14% в 2022 году), уточняет эксперт.

При этом, с точки зрения замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, смена маршрута, наоборот, выгодна Китаю. Поступление газа ближе к рынку потребления - это плюс проекта, а не минус, считает эксперт. Китай скорее может смущать транзитер (Монголия) и известные риски, с этим связанные. Но с другой стороны, газ из Туркменистана он получает транзитом сразу через две страны, и ничего.

Без подписания контракта с Китаем строительство экспортного газопровода теряет смысл

Но это все дела Китая. Нашей стране сейчас нужно по максимуму увеличить внутреннее потребление газа и использовать все возможные варианты для экспорта. В этом ключе "Сила Сибири-2" важна с точки зрения соединения газотранспортных систем (ГТС) востока и запада нашей страны. Газ Западной Сибири пока может отправляться только в Европейскую часть России или на экспорт в ЕС. После соединения ГТС мы сможем направлять поставки в нужных нам направлениях, ограничиваясь только пропускной способностью инфраструктуры. А учитывая планы по расширению поставок по дальневосточному маршруту в Китай (с Сахалина) и возможности по расширению поставок по "Силе Сибири" (с 38 млрд до 44 млрд кубометров в год), эти дополнительные объемы могут понадобиться. Также они могут оказаться востребованы внутренним рынком. Например, используя "Силу Сибири-2" для газификации восточных регионов. Хотя здесь большого роста ожидать не приходится.

Ряд субъектов РФ в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке имеют низкий уровень газификации. Но отнюдь не из-за того, что в этом регионе нет запасов газа - их достаточно и нет необходимости перебрасывать их из Западной Сибири. Загвоздка именно в создании газораспределительной инфраструктуры на обширных территориях с низкой плотностью населения. Этот газопровод может использоваться для газификации ряда регионов Бурятии, но все-таки его основное предназначение - экспортные поставки, поясняет Андрианов.

С этим согласен Гривач, который считает, что без подписания контракта с Китаем строительство транзитного газопровода не имеет смысла. А сроки начала можно и подкорректировать, если договоренности не будут оформлены должным образом.

Есть в строительстве "Силы Сибири-2" и важный информационный момент. Это станет наглядной демонстрацией того, что для России не сошелся свет клином на европейском рынке, считает Андрианов. Что бы ни говорили европейские политики, ЕС не может обойтись без российского газа. А отечественное сырье востребовано на многих рынках. Крупномасштабные проекты по производству СПГ уже стали первым важным шагом на пути диверсификации российского экспорта. "Сила Сибири-1" доказала, что экспорт голубого топлива в восточном направлении не только возможен, но и может быть весьма объемным и эффективным. "Сила Сибири-2" - продолжение стратегии. Вероятно, вслед за этим последуют и другие шаги. В частности, планируется реализация проекта "Пакистанский поток" по доставке газа вглубь Пакистана, отмечает эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 19.09.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики