Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > За счет каких мер планируется покрывать дефицит в бюджете России в следующем году?

За счет каких мер планируется покрывать дефицит в бюджете России в следующем году?

Дефицит бюджета на следующий год, по расчетам правительства, составит 3 триллиона рублей. Как сообщал «Коммерсантъ», планируется увеличить доходную часть бюджета за счет повышения налогов для нефтегазовой отрасли. Насколько удачна эта идея?

Бюджет России в следующем году будет дефицитным. Правительство заложило в него превышение расходов над доходами в размере 3 триллионов рублей, или 2% ВВП. Покрывать дефицит планируется в основном за счет заимствований, заявил глава кабмина Михаил Мишустин. Ранее газета «Коммерсантъ» сообщила, что власти планируют увеличить доходную часть бюджета за счет повышения налогов для нефтегазовой отрасли.

В числе прочего предлагается поднять экспортную пошлину на газ до 50%, ввести пошлину для экспорта СПГ и повысить цены на газ внутри России. Также обсуждается повышение экспортной пошлины на нефть на следующий год. 20 сентября правительство рассмотрит эти меры, которые в ближайшие три года могут дать бюджету дополнительно свыше 3 триллионов рублей, — пишет газета.

Главным донором, по сведениям источников издания, станет «Газпром». Концерн в этом году и так заплатит в бюджет 1,2 триллиона рублей налога на дополнительный доход от добычи углеводородов. И еще 600 миллиардов в виде промежуточных дивидендов.

У «Газпрома» действительно есть, что изымать. Когда компания неожиданно объявила о выплате дивидендов, зампред правления «Газпрома» Фамил Садыгов сообщил о рекордной чистой прибыли «Газпрома»: 2,5 триллиона рублей за первое полугодие. Это на полтора триллиона больше, чем за тот же период прошлого года. Так что деньги у «Газпрома» есть. Но у него также есть инвестпрограмма и программа газификации регионов, так что и расходы у компании тоже большие. Ну а повышать цены на газ внутри России, чтобы потом отправить дополнительные доходы в бюджет, вообще не самая лучшая идея. Продолжает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Все, что связано с увеличением стоимости газа на внутреннем рынке, с одной стороны да, может быть, такими инструментами вы можете пополнить бюджет, но экономику можно завести как раз то именно тем, что оставить дешевый газ, дешевые энергоресурсы. То есть основная задача у нас какая сейчас? Залатать дыры в бюджете или же поставить экономику на путь восстановления и рост ВВП? Логично было бы на самом деле собрать больше денег с «Ямал СПГ», с наших СПГ-проектов в целом, потому что там объемы-то экспорта не уменьшились, а доходность существенно повысилась. Нужно понимать, что это может быть временная только мера, если курс рубля по отношению к доллару уйдет обратно к 70-75, то соответственно дыр в бюджете не будет и не нужно будет применять повышенные экспортные пошлины и другие инструменты».

Неизвестно, заложило ли правительство в проект бюджета дополнительные изъятия из нефтегазовой отрасли. Как непонятно и то, из какой среднегодовой цены на нефть исходил кабмин. Можно точно говорить лишь о том, что бюджетное правило сохранится. А значит, дополнительные доходы от российского экспорта будут складывать в кубышку. Планка отсечения была 40 долларов за баррель, все, что свыше этой отметки, шло на пополнение Фонда национального благосостояния. Сейчас обсуждается изменение бюджетного правила, но единой позиции по этому вопросу пока нет. Продолжает гендиректор инвестиционной компании «Инфраструктура России» Станислав Машагин:

«Минфин ранее вышел с инициативой повысить этот порог до шестидесяти долларов за баррель, что, в общем, встретило определенную негативную реакцию, в том числе от Центрального банка. В конечном счете, на сегодняшний день какой-то переходный период, двадцать третий, двадцать пятый год должен быть постепенным повышением вот этой цены отсечений, соответственно, здесь мы можем гадать. Где-то были цифры, упоминались, что на ближайший 2023 год будет 44,2 доллара цена отсечения, потом будет выше. Мне кажется, что это совершенно странное решение, во-первых, непонятно, в какие валюты инвестировать, во-вторых, это такая же ловушка для валютных резервов, как и раньше. Мы можем лишиться, собственно, этих доходов, а самое главное, что вот этот бюджет, он, как бы не предполагает стратегию развития, которая могла бы быть реализована за счет сверхдоходов».

А вот идея покрывать дефицит за счет внутренних заимствований не такая уж и плохая, это оживит российский долговой рынок. В конце концов, надо же куда-то вкладывать деньги пенсионным фондам и другим консервативным инвесторам. А государство у нас пока еще остается самым надежным заемщиком.

Источник: BFM.RU, 20.09.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики