Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Палка о двух концах: стоит ли отключать Европу от российского газа

Палка о двух концах: стоит ли отключать Европу от российского газа

Несмотря на сложную геополитическую обстановку, Россия продолжает продавать странам НАТО нефть и газ. Вопрос обострился после того, как нашей армии и силам ЛДНР пришлось оставить некоторые освобождённые территории, включая такие важные позиции, как Изюм и Балаклея. Так стоит ли «перекрывать вентиль» странам ЕС? «Абзац» спросил у экспертов.

Аргументы за отключение

В Великую Отечественную получил распространение лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!». Сейчас он не менее актуален. Многие предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) переведены на трёхсменный, то есть круглосуточный, режим работы. Деньги бюджета расходуются на вооружение, экипировку армии, восстановление освобождённых территорий.

Одновременно с этим продажа нефти и газа в страны НАТО идёт по расписанию. На российском топливе работают заводы и производят вооружение, которое потом убивает российских солдат и мирных жителей Донбасса, нашими ресурсами заправляют военную технику, которая сражается против российской армии на Украине. Общественность негодует: пора «перекрывать вентиль».

«Смысл в следующем: нужно действовать так, чтобы максимально разрушить экономику врага. А враг, конечно, не Украина – их руками воюет коллективный Запад. Взять и выключить в один момент довольно сложно. Держать ситуацию на медленном огне – это то, что происходит сейчас. Нужно потихонечку двигаться в этом направлении. Точно блицкриги не входят в наш стратегический план, иначе мы проиграем», – рассказал «Абзацу» финансовый аналитик Владимир Левченко.

 

Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов считает, что решение о прекращении поставок газа в страны Европейского союза может быть принято в случае, если изменится статус специальной военной операции России на Украине:

«Это событие станет неприятным для дружественных России экономик – для Венгрии, например, которая получает наш газ. Но в какой-то момент Европейский союз должен остаться с гораздо меньшим количеством российского газа. По «Северному потоку» поставки уже ограничены. Я не знаю, какие планы у Кремля, но я думаю, что через Украину через некоторое время прокачка газа прекратится».

 

Аргументы против отключения

Лозунг, присущий адептам капиталистической теории, – «Это просто бизнес». Специальная военная операция России на Украине – отдельно, продажа энергоресурсов – отдельно. Санкции, введённые коллективным Западом, взвинтили цены на нефть и газ на мировом рынке, что оказалось на руку Москве.

Из данных российского Минфина следует, что общие доходы федерального бюджета от продажи за рубеж российских нефти и газа за январь – июль текущего года составили 7,2 трлн рублей. Для сравнения: в 2021 году за первые семь месяцев от экспорта российских углеводородов в казну поступило только 4,8 трлн рублей.

«Один из основных источников наполнения нашего бюджета – это нефтегазовые доходы. На текущих ценовых уровнях они приносят хороший доход бюджету даже при достаточно серьёзных тратах на военно-промышленный комплекс (ВПК) и на проведение специальной операции. Без этих доходов Минфину сложно было бы выживать, тем более сохраняя социальные и другие программы», – рассказал «Абзацу» директор Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин.

 

После 24 февраля Россия активно переориентирует поставки на Восток – в большей степени в Китай и Индию. Однако это процесс не быстрый, а месторождения на время простоя «крышкой» не закроешь. Консервация и последующая расконсервация – сложный технологический процесс.

«И топливно-энергетическому комплексу (ТЭК), и экономике необходимо время, чтобы перестроиться и встать на новые рельсы, чтобы переориентироваться на другие направления. И пока время идёт, нужно финансировать экономику страны. Тем более мы понимаем, что в текущих условиях внешние заимствования крайне затруднены. Вопрос многозадачный. Тут должно быть не только желание кому-то навредить. Нужно оптимизировать военную, экономическую и бюджетную составляющие», – пояснил Кулагин.

 

Поставки энергоресурсов – это ещё и предмет политического торга. На это в разговоре с «Абзацем» обратил внимание эксперт по энергетической безопасности Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович:

«Если брать сентябрьские поставки 2022 года по отношению к сентябрьским поставкам 2021 года, мы уже на 1/5 сократили. Тут вопрос по оставшимся – добивать или нет? Пока не отключили, есть пространство для торгов и переговоров. Если полностью отключить, то пространства будет меньше. Хотя я не исключаю, что это решение может полностью созреть».

 

Вместо послесловия

Отключать или не отключать – вопрос сложный со всех сторон: экономической, политической, моральной. Можно, конечно, руководствуясь эмоциями, перекрыть вентиль, но лучше ли будет от этого России и приблизит ли это победу в противостоянии с коллективным Западом, который бросил все силы на то, чтобы сохранить своё глобальное доминирование и исключительное положение на мировой арене?

Дать однозначный ответ на вопрос нельзя, не зная планов по специальной военной операции России на Украине. Остаётся надеяться, что тем, кто их разрабатывал, виднее, и вопрос по газу и нефти, которые, корчась, сейчас покупают страны ЕС, в ней обозначен.

Автор: Мария Иваткина

Источник: Абзац, 21.09.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики