Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что может войти в новый пакет санкций ЕС против России?

Что может войти в новый пакет санкций ЕС против России?

Страны ЕС собираются закончить обсуждение восьмого пакета санкций к 27 сентября. СМИ уже высказывают предположения, что ограничение может коснуться нефти, сферы IT и кибербезопасности, а также окончательного отключения российских банков от SWIFT

Глава евродипломатии Жозеп Боррель анонсировал начало работы над новым пакетом санкций еще в четверг. В пятницу Еврокомиссия и послы стран ЕС начали обсуждение возможных мер давления. Официальных заявлений не было.
По данным Financial Times, новые санкции могут включать ограничение цен на нефть, коснутся сферы IT и кибербезопасности. Также издание пишет, что Германия призывает компании из ЕС прекратить финансирование железных и редкоземельных рудников в России, запретить импорт урана из страны, а также поставки в Россию специализированного угля, используемого для переработки нефти.
Канцлер ФРГ Олаф Шольц сегодня отправился на Ближний Восток для переговоров с рядом стран о новых соглашениях о поставках энергоресурсов.
Позиция Германии в отношении России в последнее время ужесточилась, отмечает президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества Татьяна Пархалина:

— Я думаю, что это афтершок на критику Германии, которая появилась в первой фазе российской операции на Украине. Тогда Шольц демонстрировал такую двойственную позицию, затягивал с поставками вооружений, уже обговоренными. И я думаю, что последние его заявления, а также тот вопрос, я, например, их увязываю, то, что Германия заявила позавчера, что она будет предоставлять гуманитарные визы тем россиянам, которые не хотят идти на фронт Украины, это все свидетельствует сейчас в пакете, что позиция Германии и позиция правящей коалиции изменилась.

— Насколько реально увидеть эти озвученные ограничения в ближайшем пакете санкций?

— Предложения очень жесткие, я думаю, что на это потребуется какое-то время. Потом не будем забывать, что позиция Венгрии, правда, сейчас по инициативе как раз именно Германии, Шольца, ну и Макрон, президент Франции, придерживается этой позиции, чтобы изменить процесс принятия решений в Евросоюзе, чтобы вопросы ключевые, как он говорит, для будущего мира безопасности Европы и отдельных стран ЕС решались не абсолютным большинством, как это сейчас происходит, а квалифицированным большинством, например. Пока процедура принятия решений не изменена, и Венгрия уже заявила, что будет блокировать какие-то следующие санкции, но при этом нужно понимать, что сейчас Венгрия находится в достаточно сложном положении, потому что на кону предоставление 7,5 млрд пакета помощи от ЕС Будапешту.

По данным Bloomberg, Польша, Ирландия и страны Прибалтики выступили с инициативой отключения российских банков, в том числе и Газпромбанка, от системы SWIFT. Также они предлагают распространить ограничения на сжиженный газ и на сотрудничество с Россией в атомной энергетике.
МИД Венгрии Петер Сийярто заявил, что Будапешт откажется поддержать санкции в энергетике и ядерной сфере из-за угрозы своей нацбезопасности.
Венгрия, которой приходится постоянно отстаивать возможность покупать российский газ, так же плотно связана с Россией и в атомной энергетике, говорит руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«В традициях поляков и прибалтов быть ястребами и давить на Россию санкциями, не важно, какая это будет отрасль. Конечно, они пытаются ударить в большей степени по энергетике и уже сейчас затягивают в это дело и СПГ, как мы видим, и атомные перспективные проекты, и понятна реакция Венгрии, с которой мы в принципе входим в кооперацию в энергосфере, широкую часть ядера, допустим, известная АЭС «Пакш», расширение этих мощностей, то есть проект «Пакш-2». Венгры хотят, конечно, ускориться в реализации, новые реакторы запускать. Ну и понятно, что противостояние коалиции Польши и прибалтов будет все ожесточеннее. Но тем не менее в ЕС обычно ищут принцип солидарности, понятно, что, возможно, такие вещи будут блокированы. Польша — это пиар, конечно, сейчас, особенно в условиях приближающейся зимы, когда вообще в целом не хватает энергоресурсов, даже такие экономики, как германская, становятся по большому счету периферийными из-за энергодефицита. Производства вроде как уже будут уходить в Америку, и там уже вроде как и Volkswagen переезжает, какие-то, возможно, планы строит, потом энергоемкие различные предприятия могут тоже переместить, да и по удобрениям, и алюминиевые компании, возможно, и металлургического сектора. У поляков и прибалтов, которые уже практически лишены своей экономики, по большому счету уже давно, за счет чего они собираются выживать, тоже непонятно».

Издание Politico сообщает, что Бельгия еще изначально добилась исключения из санкций ЕС российских алмазов. Их не было в предыдущих пакетах санкций, скорее всего, не будет и в новом.

В чем интересы Брюсселя, рассказывает промышленный эксперт Леонид Хазанов:

«Действительно, власти Бельгии заинтересованы в том, чтобы российские алмазы продолжали поступать в Антверпен, потому что Антверпен на протяжении десятилетий является крупным центром как торговли алмазами, так их обработки. Там есть гранильные фабрики, на которых алмазы обрабатывают, затем эти алмазы продаются ювелирным компаниям по всему ЕС, отправляются в США и в Азию. Найти замену российским алмазам гранильным фабрикам Антверпена не получится. Можно покупать алмазы в Австралии, в Африке, но объемы поставок будут значительно меньше, а качество не всегда достойное. Поэтому власти Бельгии так бились за своих огранщиков и добились своего. Также заинтересованы в российских алмазах власти Нидерландов, потому что Амстердам является крупным центром торговли алмазами, но по объемам, по его масштабам уступает Антверпену».

Обсуждение восьмого пакета санкций должно завершиться к саммиту лидеров 27 стран ЕС в Праге 6-7 октября.

Источник: BFM.RU, 24.09.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики