Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газопровод «Северный поток» скорее умер, чем выживет

Газопровод «Северный поток» скорее умер, чем выживет

Раньше весны ремонтные работы не начнутся

Разрушения газопроводов «Северный поток» произошли из-за внешних факторов - скорее всего, вследствие диверсии. России еще предстоит оценить масштабы аварии и понять, что предстоит сделать для восстановления прокачки сырья. Процесс рискует затянуться: только подготовка к ремонту может занять до полугода, а сама реконструкция - несколько лет. Об этом «МК» рассказал эксперта Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

- Оператор «Северного потока - 1» компания Nord Stream заявила о беспрецедентном характере разрушениях на балтийских газопроводах. Что скрывается за этим термином?

- Чтобы оценить размеры нанесенного ущерба, сначала необходимо понять причины аварии. Как отечественные профильные чиновники, так и представители европейского сообщества открыто говорят о внешнем воздействии и о возможности умышленной диверсии.

- Кому на руку выход из строя системы «Северных потоков»?

- Явно не России. На Западе уже раздаются сигналы, что наша страна может нести ответственность за прорывы трубы: якобы повреждения возникли из-за резкого повышения давления в газопроводной системе. Однако ни один из маршрутов в момент аварии не находился в промышленной эксплуатации: «Северный поток - 1» не может начать работу, поскольку до сих пор не получил из зарубежного ремонта необходимые перекачивающие турбины, а «Северный поток - 2» так и не был задействован в связи с западными санкциями.

Кроме того, скачок давления был бы зарегистрирован на выходе из трубы в Германии. Россия никак не заинтересована в разрушении собственного сложного и трудоемкого проекта, на реализацию которого было потрачено столько нервов и капиталовложений. Только продажа технического газа, продолжающего выходить из «Северных потоков», на европейских биржах могла бы принести нашей стране до $2 млрд экспортных доходов.

- Но европейцы также не восторге от происшествия в Балтийском море?

- Странам Евросоюза, особенно Германии, которая является главным импортером, также невыгодна долговременная остановка трубопроводов. Пока ФРГ и другие участники ЕС могут не беспокоиться об энергетической безопасности, так как накопили достаточные для прохождения зимы объемы углеводородов. Но в случае сильных морозов и аномально низких температур европейцам понадобится больше топлива, поэтому по крайней мере без «Северного потока - 1» они обойтись не смогут.

США можно считать одним из явных выгодоприобретателей от аварии. В первой половине этого года Штаты стали крупнейшим в мире экспортером сжиженного газа: поставки американского СПГ на мировой рынок увеличились на 12%. Львиная доля экспорта была направлена в ЕС и Великобританию. Вашингтон закрывает почти половину общего импорта сжиженного газа Европы: Катар, Россия и еще несколько производителей СПГ даже вместе взятые не могут обеспечить аналогичных объемов.

Нарастив экспорт в Евросоюз, американцы, воспользовавшись затруднениями стран Старого Света, не только неплохо заработают, но и увеличат свою долю в топливном балансе континента.

Также косвенную выгоду от выхода из строя «Северных потоков» может получить Украина, трубопроводы которой по сути в нынешних условиях остаются главным возможным каналом увеличения поставок в Европу, хотя компромисса по этому вопросу между Москвой и Киевом не предвидится. Равно как и в отношении другой закрытой из-за санкций трубы «Ямал-Европа».

- Можно оценить масштаб аварии?

- Для начала необходимо дождаться, когда трубопроводы опустеют — из них выкачают газ, потом ремонтникам придется погрузиться на дно на месте повреждений и визуально определить, какие работы предстоит выполнить. До последнего времени подобных аварий со сквозным повреждением и значительной утечкой сырья в мире не происходило. Около десяти лет назад похожий случай произошел с китайско-гонконгским газопроводом Yacheng, но азиатская труба в диаметре была вдвое меньше российских, так что та авария не привела к критическим последствиям.

- Какие ремонтные работы будут проводиться для устранения повреждений СП-1 и СП-2? Газопроводы будут «штопать», то есть, накладывать заплатки на существующие трубы, или строить параллельные ответвления?

- Судя по всему, будет избран первый вариант. После обозначения точных координат и размеров пробоин, на место ремонтных работ подгонят специализированные корабли, которые займутся подъемом поврежденных участков труб на поверхность и проведением сварочных операций.

Положение осложняется массой неприятных обстоятельств. Во-первых, на носу зима, поэтому очевидно ухудшение погодных условий. Во-вторых, после того, как из газопроводов выйдет все техническое топливо, что займет несколько дней, в трубы будет поступать морская вода. В результате, транспортная система подвергнется дополнительной коррозии.

Второй «поток» совсем новый, поэтому влияние на него агрессивной морской воды вряд ли окажется значительным. А вот «Северный поток - 1», который работает уже десять лет, рискует пострадать в большей степени.

- Можно предположить, какие суда придется использовать в ходе ремонта? Обладает ли Россия необходимым флотом, который можно было бы задействовать в этом процессе?

- Учитывая, что существенную дистанцию обеих ниток «Северного потока - 2» построили российские суда, наша страна уже обладает определенным опытом укладки подводных трубопроводов. Если повреждения на поверку окажутся не слишком серьезными, то баржи «Фортуна», которая была задействована в строительстве проекта, а также нескольких обслуживающих судов, будет достаточно.

- Сколько уйдет времени на ремонт газопроводов?

- Думаю, что только подготовка к ремонту займет до полугода. Нужно будет провести обследование повреждений, оценить масштаб аварии, разработать план устранения неисправностей, закупить оборудование, подобрать специальные суда и так далее. Раньше весны непосредственно приступить к ремонтным работам окажется нереально.

Упомянутый Yacheng, масштабы аварии на котором были далеки от нынешнего случая, восстанавливался четыре года.

Волнует еще один фактор, который в особенности касается «Северного потока - 1». Если повреждения этой трубы окажутся фатальными и «Газпром» поймет, что финансовые расходы и энергозатраты на ее восстановление вряд ли окупятся даже после ввода в эксплуатацию, то монополии придется просто вычеркнуть этот проект из списка своих экспортных каналов.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 28.09.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики