Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рычаг давления не вырос: США нечем ответить на решение ОПЕК+

Рычаг давления не вырос: США нечем ответить на решение ОПЕК+

Соединённые Штаты уже не знают, какие санкции ввести, чтобы предотвратить рост цен на энергоносители. На этот раз вспомнили про NOPEC. Что это такое и к чему может привести, рассказывает «Абзац».

Информационное агентство Reuters в своём материале сообщает, что американские законодатели рассматривают возможность в качестве ответных мер на решение ОПЕК+ о снижении объёмов добычи нефти вернуться к рассмотрению проекта NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels Act / Закон о запрете нефтедобывающих и экспортирующих картелей).

Что за зверь такой

Изначальная идея законопроекта заключалась в том, чтобы передать американским судам полномочия, по которым они могут заводить и рассматривать антимонопольные иски в адрес любой страны, которая, по мнению Вашингтона, замешана в картельных сговорах на нефтяном рынке.

Разные версии законопроекта обсуждаются уже около 20 лет. Ещё в 2007 году один из вариантов этой инициативы провели и через Сенат, и через Палату представителей Конгресса. Однако тогда президент Джордж Буш-младший отказался подписывать законопроект.

В мае этого года законопроект был принят Судебным комитетом Сената. Однако для того, чтобы стать законом, ему надо пройти все заседания Сената и Палаты представителей и быть подписанным президентом.

Ранее многие члены Конгресса и администрации президента США Джо Байдена высказывались против введения антикартельного законопроекта NOPEC, потому что это может привести к непредвиденным последствиям и требует изучения.

Не лучшая идея

Лобби-группа API (Американский институт нефти) уже давно выступает против NOPEC. Там считают, что это может навредить производителям нефти и газа в США.

Майк Соммерс, президент и главный исполнительный директор API, сказал в комментарии для Reuters:

«NOPEC создаст дополнительную нестабильность на рынке и усугубит существующие проблемы в международной торговле. Такое законодательство будет бесполезным в любых рыночных условиях».

 

Главное опасение состоит в том, что новый законопроект может в конечном итоге привести к тому, что цены станут настолько низкими, что энергетическим компаниям США будет трудно увеличить добычу, учитывая высокую себестоимость этого процесса в Штатах.

Некоторые также говорят, что другие страны могут принять аналогичные меры в отношении Америки, например за приостановку производства сельскохозяйственной продукции для поддержки отечественного сельского хозяйства.

Кроме того, Саудовская Аравия и другие экспортёры нефти могут ограничить инвестиции США в свои страны или просто поднять цены на нефть, продаваемую в Соединённые Штаты, что подрывает основную цель законопроекта.

Силёнок не хватит

Пока совершенно не ясно, как именно федеральный суд может привести в исполнение судебные антимонопольные решения против иностранного государства.

В случае принятия закона Соединённые Штаты могут столкнуться с критикой за попытку манипулировать рынками. Достаточно вспомнить, как США намеренно выпустили 165 млн баррелей чёрного золота из аварийного нефтяного резерва в период с мая по ноябрь.

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета, прокомментировал «Абзацу» возможность введения подобного законопроекта:

«Весьма интересно будет посмотреть на то, примут ли они такой законопроект и как будут его пытаться применить, потому что это открытый пример того, как США пытаются применить своё внутреннее законодательство как экстерриториальное».

 

Юшков напомнил, что сейчас и так уже сложилась похожая ситуация. Многим американским компаниям запрещено, например, закупать иранскую нефть. Но де-факто это работает так, что никакие международные компании не могут покупать иранскую нефть.

В данном случае против ОПЕК или ОПЕК+ будет очень сложно ввести подобные санкции, потому что ни у кого нет понимания, как они могут исполняться.

«Ещё можно попытаться не покупать нефть от стран ОПЕК, но это будет огромный удар для экономики самих Соединённых Штатов, потому что ОПЕК поставляет довольно много нефти США. А в условиях, когда введены санкции против России, Ирана, Венесуэлы, заблокировать ОПЕК будет просто невозможно», – считает аналитик.

 

Например, США введут запрет на определённые сделки ОПЕК+. Страны организации их соблюдать, конечно же, не будут. И что тогда делать Вашингтону, какие запреты ещё вводить, чтобы повлиять на ОПЕК? У него просто нет этих рычагов давления, пояснил Юшков:

«Я очень сомневаюсь, что Штаты дойдут до реализации подобных санкций. Сейчас это какие-то страшилки и попытки запугать ОПЕК+, но в реальности даже пытаться не стоит».

 

В таком случае США просто останутся с одной Канадой, которая будет поставлять им нефть. А в ответ страны ОПЕК вполне себе ещё какие-нибудь санкции против Штатов введут.

«Мне совершенно непонятно, зачем на ровном месте США хотят поднять ставки и довести дело до уровня кризиса 1973 года», – сказал он.

 

В 1973 году сложилась очень похожая ситуация. Тогда арабские страны инициировали запрет на поставку нефти в США и страны, которые поддержали Израиль в рамках арабо-израильской войны. Тогда всё это привело к первому мировому энергетическому кризису.

Автор: Арина Ткачук

Источник: Абзац, 07.10.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики