Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Япония заявила о важности проекта «Сахалин-1» для экономики страны

Япония заявила о важности проекта «Сахалин-1» для экономики страны

Правительство Японии сообщило, что изучит решение России передать проект новому оператору — Владимир Путин подписал указ о его создании и передаче всех прав от действующего оператора Exxon Neftegas Limited, который фактически саботировал работу проекта

«Сахалин-1» важен для Японии. Япония продолжает считать «Сахалин-1» важным проектом для страны. Об этом заявил министр экономики, торговли и промышленности страны Ясутоси Нисимура. Чиновник отметил, что сейчас Япония на 95% зависит от поставок нефти из Ближнего Востока и «Сахалин-1» важен с точки зрения диверсификации поставок и энергетической безопасности. Правительство Японии изучит решение России передать проект новому оператору.
Ранее Владимир Путин подписал указ о создании оператора «Сахалин-1», которому будут переданы все права действующего оператора Exxon Neftegas Limited. Иностранные участники «Сахалина-1» в течение месяца должны подтвердить согласие принять в собственность пропорциональную долю в новом операторе. Долями в Exxon Neftegas Limited владели американская ExxonMobil (30%), японская Sodeco (30%) и индийская ONGC (20%).
В данном случае повторится сценарий «Сахалина-2, считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Япония здесь работает по схеме, которая была опробована на «Сахалине-2», схема простая: говоришь, что тебе жизненно важно сохранение участия в этом проекте, что оно влияет на энергетическую безопасность, на обеспеченность топливом и так далее, повторяя это довольно много, как бы некие предупредительные сигналы давая для участников западного мира, что ты не можешь отказаться от участия, потому что, ну, чуть ли не единственный для тебя источник поставки нефти и газа. И то же самое мы видели на «Сахалине-2», в итоге японские компании переподписали контракты на покупки, и участники все остались, кроме Shell, то же самое и здесь будет. Японские компании напишут заявление о том, что хотят получить долю в компании-операторе такую же, как у них было в старом операторе, поэтому в этом плане ничего не изменится, и все, кроме, скорее всего, Exxon, останутся участниками: индийская компания и японская «Садеко». ExxonMobil занял крайне неконструктивную позицию, фактически он саботирует работу всего проекта. Он остановил добычу, будучи оператором, и на данный момент добыча на «Сахалине-1» не ведется. И во многом он сам спровоцировал такой сценарий, потому что явно, что «Сахалин-1» воспринимался как проект, по которому можно продолжать работать с нынешним составом акционеров. И если ExxonMobil выходил бы, то мог бы выйти и по-хорошему, «Роснефть» просто могла купить у него эту долю, а ExxonMobil пошел по другому пути — остановил проект, начал генерировать убытки для проекта, и российскому государству фактически ничего не оставалось, кроме как таким образом просто выдавить ExxonMobil из числа акционеров и хотя бы восстановить добычу и нормальное функционирование».

О том, насколько важно для России участие Японии в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2», рассуждает независимый эксперт Дмитрий Лютягин:

«С нефтью чуть сложнее с точки зрения зависимости Японии от поставщиков, именно сложнее для России, потому что нефть — более ликвидный товар, соответственно, его в мире в большем достатке, чем СПГ, поэтому с этой точки зрения здесь зависимость Японии от этого проекта в меньшей степени проявляется, чем по «Сахалину-2», но Япония продолжает покупать это нефтяное сырье с проекта «Сахалин-1», также именно в связи с тем, что сама логистика поставки нефти с этого проекта намного выгоднее Японии, чем из других регионов, особенно ближневосточных. Для России, если брать из двух проектов, я бы все-таки выбрал «Сахалин-2» как наиболее приоритетный. Нефть более ликвидный товар, а Российская Федерация, наверное, и в лице нефтяных компаний сможет найти возможность разместить объем «Сахалин-1», если Япония перестанет его покупать, в других регионах, в том же самом Китае, Индии. А вот все-таки по газу, здесь мы больше зависим от потребителей из недружественных стран, потому что инфраструктура все-таки создается газовая дольше, чем нефтяная, и она более дорогая, и она всегда привязана к какому-то конечному потребителю».

В начале июля вице-премьер РФ Юрий Трутнев заявил, что добыча на проекте «Сахалин-1» сократилась в 22 раза. Резкое снижение добычи произошло после того, как его оператор, американская ExxonMobil, заявил о прекращении участия и отозвал своих специалистов.

Источник: BFM.RU, 09.10.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики